Интересные факты о фильме "А зори здесь тихие" » Официальный сайт Северского Музыкального Театра

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






























  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1







Интересные факты о фильме "А зори здесь тихие"

 17-11-2014, 15:50  Раздел: Новости  Просмотров: 553595
 Комментарии: 0
Интересные факты о фильме "А зори здесь тихие"11 ноября мы закончили принимать ответы на конкурс «Почувствуй себя режиссером». Наверняка, всем участникам не терпится узнать, кто станет победителем?
Уже вовсю идет «читка» пьесы актерами. И режиссер-постановщик Ксения Торская еще определяется с выбором исполнителей.
А пока мы предлагаем вам познакомиться с публикацией Олега Перанова (газета «Моя семья», выпуск №43 от 21 ноября 2014 года) о том, как создавался знаменитый одноименный фильм.
"Знаменитая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» впервые была опубликована в журнале «Юность» в 1969 году. После этого на советских сценах начали ставить спектакли о старшине Васкове и пяти девушках, которые борются с немцами-десантниками. А в 1972 году на экраны вышел и одноимённый фильм.
Начинающие актрисы
Режиссёр-фронтовик Станислав Ростоцкий решил посвятить кинокартину медсестре, которая в 1944 году вытащила его, раненого, с поля боя. «Фильм - благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну», - признавался потом Станислав Иосифович.
С местом съёмок определились сразу - только Карелия, там и болота настоящие, и леса подходящие. А вот артистов на главные роли Ростоцкий отбирал долго. На роль старшины Васкова пробовались десятки мужчин, в том числе и знаменитый Георгий Юматов.
«Когда он меня впервые увидел, прикрикнул на ассистентов: «Кого вы привели? Нам нужен старшина, он должен быть старше и солиднее», - вспоминает исполнитель роли Федота Васкова артист Андрей Мартынов. Я тогда был худым, мне ещё и тридцати не исполнилось. А предстояло играть сорокалетнего мужчину. Ради того, чтобы Ростоцкий меня всё-таки утвердил, отрастил усы, придумал себе говорок на «о». Я же сам родом из Иванова, это сделать мне было несложно. Но режиссёр, попробовав меня, всё равно сомневался. Потом он провёл тайное голосование среди членов съёмочной группы, где, кстати, много было фронтовиков. Все проголосовали за меня. На съёмках потом мне подкладывали «плечи», чтобы я не казался таким уж худым».
На роль Лизы Бричкиной пробовалось много актрис, среди которых оказалась и уже популярная Нина Русланова. Но режиссёр твёрдо был уверен: в фильме должны играть начинающие, никому не известные актрисы.
«Когда мне предложили прочитать сценарий, я про Лизу Бричкину даже не подумала, - говорит Елена Драпеко. - Эта роль показалось мне маленькой по сравнению с остальными. Да и себя я не воспринимала вологодской деревенской девушкой, какая была там прописана. Сама из интеллигентной семьи, ну какая из меня девчонка «кровь с молоком»? Подумала тогда: наверное, на эту роль некого взять, вот и предлагают мне. Я ведь тогда не знала, что до меня на Лизу пробовались шестнадцать актрис. И хотя меня утвердили, после просмотра первого съёмочного материала режиссёр решил снять меня с роли. Вступилась жена Ростоцкого, актриса Нина Меньшикова. Она сказала ему: «За такое лицо, как у Драпеко, ей надо ещё доплачивать. А ты, если хороший режиссёр, научи её быть актрисой». Я ведь тогда только училась на втором курсе института. Ростоцкий меня оставил. Мне изменили внешность: вытравили в белый цвет брови, нарисовали веснушки, пригладили волосы. Приказали говорить с вологодским говорком. Помню, я тогда даже с мамой по телефону говорила с этим говором. Так вжилась, что через две недели от ленинградского разговора у меня ничего не осталось».
«До этого фильма мне, начинающей актрисе, как-то не везло в профессии, - вспоминает актриса Людмила Зайцева. - Я не так давно окончила театральное училище, и меня не взяли ни в один театр. Перебивалась массовками на киностудиях. И тут услышала, что Станислав Ростоцкий снимает фильм про войну по любимой мною повести Бориса Васильева. Набралась смелости и пришла на киностудию к Ростоцкому. Заявила: «Я согласна в вашем фильме на любую роль!» К моему счастью, он поверил в меня и предложил роль сержанта Кирьяновой. Признаюсь, что поначалу было нелегко. Опыта подобного у меня не было. Пришлось привыкать ко всему: вокруг толпа людей, а тебе играть надо, не стесняясь. Училась носить военную форму, ходить в сапогах, пользоваться оружием. Ещё я боялась выстрелов, а ведь мне надо было играть зенитчицу. Однако режиссёр сумел сделать так, что я быстро привыкла к происходящему и не чувствовала страха и напряжения».
«Я тогда училась на третьем курсе ВГИКа, - рассказывает Ирина Шевчук. - Когда Ростоцкий искал для своего фильма актрису на роль Женьки Комельковой, он пришёл посмотреть девушек с нашего курса. А меня тогда не было в институте. Я пришла на Киностудию имени Горького отдельно от всех. Помню, как вошла в комнату к режиссёру и услышала: «Ой, пигалица какая! Разве это Женя?» Увидев, как я расстроилась, предложил всё-таки поехать с ними в Карелию и поработать в массовке. Я отказалась. Шла потом по студии и плакала. Решила: больше Ростоцкого для меня не существует, с ним связываться не буду. Однако оператор Вячеслав Шумский уговорил Станислава Иосифовича попробовать меня на роль Риты Осяниной, сказал: «Ты посмотри, какие у неё глаза!» Через неделю меня вызвали. Пробовали сцену с Олей Остроумовой. Я подумала: подыграю ей, а сама сниматься всё равно не буду. Но... Через некоторое время мне позвонили и сказали, что утвердили. Позвали на всё лето сниматься в Карелии. Уже там я открыла для себя другого Ростоцкого - азартного, талантливого, яркого».
Актрису на роль Сони Гурвич ассистенты нашли на первом курсе Саратовского театрального училища. Выбор пал на Ирину Долганову. А на роль Гали Четвертак утвердили выпускницу театрального училища имени Щукина (жену молодого, но уже известного артиста Георгия Тараторкина) Екатерину Маркову.
Роль Жени Комельковой была отдана Ольге Остроумовой, которая до этого снялась у Ростоцкого в фильме «Доживём до понедельника».
«Мне предложили выбрать из сценария роль, я сказала: или Рита Осянина, или Женя Комелькова, - вспоминает актриса Ольга Остроумова. - Режиссёр утвердил меня на Женю. Станислав Иосифович в своё время рассказывал свою версию, как я появилась в фильме. Мол, пришла в комнату на студии, где сидела съёмочная группа, и сказала: «Вы, конечно, можете искать и дальше, но сниматься всё равно буду я!» Но я почему-то подобного совершенно не помню. Зато вспоминаю, как поначалу режиссёр решил изменить мою внешность. Ведь у Васильева написано, что Женька - рыжая. Меня покрасили в рыжий цвет, который получился почему-то морковным. Затем сделали химию старого образца - этакими мелкими завитками. И переносицу мне «вылепили» другую. В общем, красавица Женька получилось вовсе не красивой. Сняли пробы, и на худсовете меня забраковали. Ростоцкий кое-как всё-таки пробил мою кандидатуру, но решил, что гримировать меня не надо. Мол, лицо само обветрится на природе, подзагорит, и всё будет как надо».
Режиссёр сердится
Съёмки продолжались три летних месяца. В течение всего этого времени актёры вставали в пять утра и работали до глубокой ночи.
«Хотя нам физически было тяжело, мы много смеялись, - говорит Елена Драпеко. - Смешило всё. И то, как режиссёра укусил энцефалитный клещ, и то, как некий майор Зайцев учил нас ходить строем, отдавать воинскую честь и не глохнуть при стрельбе из зенитной установки. Ещё помню, как наши мужчины ездили на речку ловить рыбу, а мы потом в банках жарили её на печке, которую сложили прямо на улице. Поначалу мы пели под гитару всю ночь. А потом издали приказ: того, кто станет отвлекать актрис от сна, выгонят из съёмочной группы».
Но не все послушались приказа. Однажды под утро Ольга Остроумова ушла на байдарке вместе с художником картины. Вместе они собирали ягоды и грибы на острове. Когда же утром вернулись на точку, где уже начались съёмки, то увидели на берегу членов группы во главе с рассерженным Ростоцким. И тогда молодые, люди упали перед режиссёром на колени, протягивая пилотки с земляникой и брусникой. Режиссёр простил загулявших.
Жители деревни Сяргилахта, где проходили основные съёмки, поначалу отнеслись к киношникам недоверчиво. С утра до ночи грохот зенитных установок, стрельба автоматов - кому же это понравится? Тем более целую неделю местные коровы от страха отказывались доиться. Но со временем жители подружились со съёмочной группой, всячески подкармливали артистов и с удовольствием участвовали в массовках. Работая на съёмках, Ростоцкий старался, чтобы всё было по-настоящему, чтобы каждая деталь выглядела натурально. Например, даже подошвы с шипами для ботинок немцев-диверсантов делали на заказ, чтобы были такими же, как в годы, как в годы войны.
«Помню, у меня никак не получалась сцена, в которой Васков поит мою героиню спиртом, - смеётся Екатерина Маркова. - Снимаем дубль за дублем, а Ростоцкий злится - не так я пью. В кружке ведь кода. И тогда он приказывает налить мне настоящий спирт, слегка разведённый водой. Я выпиваю. Конечно, у меня слёзы на глазах, задыхаюсь. А режиссёру нравится - получается. Сделали несколько дублей. Надо сказать, я так опьянела, что меня отвели проспаться».
Чтобы никаких мужиков
Знаменитую сцену в бане, когда зенитчицы моются, режиссёр придумал уже в процессе работы. «Мне хотелось показать: вот в такие молодые, красивые тела, которым надо рожать, а не воевать, стреляют немцы», - объяснял потом идею Ростоцкий. Однако актрисы поначалу наотрез отказывались сниматься обнажёнными. «Берите дублёрш», - посоветовали режиссёру. Тогда вызвали на съёмки натурщиц из Академии художеств. Но, посмотрев отснятый материал, режиссёр решил, что на зенитчиц это вовсе не похоже.
Больше четырёх часов уговаривал Станислав Иосифович актрис. После беседы девушки согласились, но поставили условие, чтобы на площадке во время съёмок были только женщины. Разрешили присутствовать лишь режиссёру и оператору. Наняли женский технический персонал, построили на Киностудии имени Горького павильон - три стены, задекорированные под баню, и одна стена из прозрачной плёнки, за которой находилась камера.
«Мы старались прикрыться всем, что попадалось под руку, - смеётся Екатерина Маркова. - Я схватила какую-то шайку, кто-то веники, кто-то мочалки. Чтобы ничего у нас не видно было».
«И всё-таки, как потом оказалось, мужики из-за кулис павильона за нами подсматривали», - вспоминает Ольга Остроумова.
«Мы репетировали в купальниках и лишь на съёмку разделись, - рассказывает Елена Драпеко. - Мотор. Камера. Начали. А за павильоном стояла специальная установка, которая поддавала пар. И около этой установки оказался некий дядя Вася, который должен был следить за её работой. Он стоял за фанерной перегородкой, поэтому мы его на репетиции не видели. Но когда запустили камеру, пошёл пар, вдруг раздался дикий вой, как от фугасной бомбы: «У-у-у!„» Грохот! Рёв! И в павильон влетает этот дядя Вася в ватнике и в сапогах. А мы голые на полках, намыленные. «Ложись», - кричит. Мы упали на пол. Но взрыв дымовой машины нас не задел. А всё произошло потому, что дядя Вася загляделся на голые тела и поддал больше пара».
До сих пор актрисы удивляются, каким образом режиссёру удалось отстоять эту сцену перед цензорами.
Погибнуть на самом деле
То, что в повести все девушки погибли, писатель Борис Васильев так объяснял: «Дело происходит в сорок втором году, а я немцев образца сорок второго хорошо знаю, мои основные стычки с ними происходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метр восемьдесят минимум, отлично вооружённые, знающие все приёмы ближнего боя. От них не увернёшься. И когда столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обречены. Потому что если напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой неправдой. Там может выжить только Васков, который в родных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь вырос».
Съёмки гибели всех пятерых героинь - отдельная тема в истории создания фильма. Первой погибает Лиза Бричкина - тонет в болоте. Работа над этой сценой оказалась, пожалуй, самой сложной. Специально для съёмок в болоте взорвали динамит. В образовавшуюся воронку стекла болотная жижа. Туда-то и прыгала актриса Елена Драпеко. По сценарию ей надо уходить в болото с головой. Первый дубль, второй, а Драпеко-Бричкина никак не тонет. Оказывается, костюмер картины, пожалев актрису, втайне от всех надела ей под гимнастёрку облегающий резиновый костюм. Туда попал воздух, который и мешал Драпеко утонуть. Когда режиссёр узнал об этом, его гневу не было предела. Приказал снять резину. «Я уходила под воду с головой несколько дублей, - вспоминает актриса. - И страшно было, и противно. Выныривала из болота вся в грязи и тине. А рядом стоял художник и поливал меня из чайника, чтобы смыть всё это. И тут же делали следующий дубль».
Соню Гурвич зарезал немец-десантник.
«Съёмки гибели каждой из нас были настолько натуральными, что члены съёмочной группы плакали, - рассказывает Ирина Долганова. - Когда мою героиню убивают, рану мне мазали бычьей кровью. Представляете: жара, мухи кружат над окровавленным телом, полное ощущение смерти. Девчонки, которые не видели, как меня гримировали, когда посмотрели на меня, лежащую, испугались. Настолько всё выглядело натурально».
Галю Четвертак застрелили в спину.
«Для съёмок этой сцены пиротехник подложил мне заряд под гимнастёрку на спине, - вспоминает Екатерина Маркова. - Но, видимо, не рассчитал, много зарядил. Когда я побежала и заряды стали рваться, гимнастёрка - в лохмотья, а меня с силой толкнуло. Я упала по-настоящему. Думала - сейчас погибну на самом деле. От ранения спасла дощечка, которую подложили на спине под заряд».
Рита Осянина умирает от ранения в живот осколком гранаты.
«Перед съёмкой со мной беседовал врач, - вспоминает Ирина Шевчук. — Он рассказал мне, как ведут себя люди при таком ранении, что чувствуют. Я так живо себе это представила! Когда снимали первый дубль, даже потеряла сознание. Вжилась в образ по-настоящему! Ростоцкий тогда «оживил» меня, похлопав по щеке: «Дорогая, мы же снимаем не настоящую смерть!»
Женю Комелькову расстреляли немцы, когда она уводила врагов подальше от Васкова и раненой Осяниной. «Мы долго снимали эту сцену, - рассказывает Ольга Остроумова. - С Ростоцким никак не могли придумать, .как она должна выглядеть. Я бежала и пела «Интернационал» по-немецки, как бы дразня фашистов. Не то! Потом бежала и пела «Интернационал» по-русски. Тоже не то! Мучились, делали разные дубли. Пока режиссёр не сказал мне: «А знаешь, она ведь их боится. Но преодолевает страх». И тут я всё поняла: нужно играть на сопротивление. Тут же возникла идея, что я бегу и пою романс «Нет, не любил он».
На фронте без перемен
Когда фильм был готов, председатель Госкино Алексей Романов заявил Ростоцкому: «Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?» Три месяца пролежала кинокартина, а потом её всё-таки выпустили. Говорят, сам Брежнев, посмотрев фильм, заплакал и отдал распоряжение показать зрителю.
Кинокартина получила Государственную премию, специальный приз на Венецианском фестивале, а также в 1973 году была номинирована на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Но тогда победил фильм Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии».
«После выхода «А зори здесь тихие» мне позвонили и пригласили на беседу в КГБ, - рассказывает Ирина Шевчук. - Сказали: «Вы сейчас будете много ездить по миру. Предлагаем вам посотрудничать. Будете смотреть, что, где, кто с кем, и рассказывать нам». Я так тогда испугалась. Ничего не ответила. А потом всё рассказала Ростоцкому. После этого меня больше не трогали».
«И всё же, когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею, - говорил Ростоцкий. - А она заключается в центральной фразе картины: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло...» Мы не раз её слышали по радио. Она звучит и в моей картине, но звучит для того, чтобы сказать: «Да, конечно, ничего существенного не произошло, но погибли несколько прекрасных людей»."


Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*