Эхтибар Ахмедов: Я подумал, а не упаду на улице, когда выйду? Не замерзну как сосулька? » Официальный сайт Северского Музыкального Театра

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






























  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1







Эхтибар Ахмедов: Я подумал, а не упаду на улице, когда выйду? Не замерзну как сосулька?

 14-08-2012, 17:57  Раздел: Новости, Пресса  Просмотров: 6107
 Комментарии: 0
Главный дирижер Новосибирского театра музыкальной комедии Эхтибар Ахмедович Ахмедов - нетипичный пример типичного восточного мужчины.

Наш разговор с Эхтибаром Ахмедовым, главным дирижером Новосибирского театра музыкальной комедии, начался, вопреки моей "домашней заготовке", с "мышиной" темы. И виной тому не столько мюзикл "Мышеловка", который занял достойное место в репертуаре театра, сколько классическая "Летучая мышь". Оказалось, что это первый спектакль, который Эхтибар Ахмедович поставил у нас, как дирижер-постановщик, пятнадцать лет назад. А, кроме того, на его счету уже несколько разных и не похожих друг на друга "мышек". В свою очередь, мне довелось видеть разные постановки "Летучей мыши" Штрауса - на сцене Львовского оперного театра, в Будапештской оперетте и т.д. Но, сделав над собой усилие, мы перешли от сугубо музыкальных разговоров - к земным, житейским и вполне светским. Жанр обязывает не только в оперетте, но и в газете.

Эхтибар Ахмедович, мне кажется, вы несколько сторонитесь журналистов?

Что вы! Это они меня сторонятся почему-то! Наверное, я выгляжу устрашающе! (Смеется). А, может, хронически занят, и все устали ждать, когда я повернусь к ним лицом, а к сцене задом. Не скрою, я больше люблю ставить спектакли, репетировать и дирижировать, чем давать интервью. Но всегда открыт для прессы. Уверяю вас.

Часто дирижеры, по объективным причинам, оказываются "на вторых ролях" при раздаче таких "слонов", как национальная премия "Золотая маска". Вам не было обидно, когда награда срывалась?

Первая "Золотая маска" у меня связана со спектаклем "Граф Люксембург", который поставил Григорий Дитятковский на нашей сцене. Достаточно интересный режиссер. На его счету много спектаклей, в том числе, в Новосибирске - в "Глобусе" и в "Красном факеле". Но в нашем жанре Гриша оказался совершенно новым человеком. Ему было интересно, и он поставил спектакль так, как видит современную оперетту сам - под необычным углом зрения. И тем не менее, при таком режиссерском дебюте в оперетте, наш спектакль выдвинули в пяти номинациях. В том числе, был номинирован и я. Но не прошел. Вот тогда мне было обидно, потому что мою номинацию исключили вообще! Когда вышел из игры театр Станиславского, номинацию "Лучший дирижер" аннулировали. Получалось, что я один, соперников нет, сравнивать не с кем. Значит, "не доставайся же ты некому". И сначала я расстроился по этому поводу, да и другие за меня переживали, но подошел композитор Александр Журбин, говорит: "Ребята, какая вам разница! В Америке - уже одно то, что ты номинирован, открывает все двери. Ты был номинирован на "Золотую маску"? Вот это самое главное. А получил ты ее или нет - само по себе неважно".

Так-то оно так, но только в России немного другая ситуация...
Я тоже Журбину так сказал. Но ладно, посмотрим, что принесет нам теперь спектакль "Фигаро" здесь!". Он выдвинут на соискание "Золотой маски -2006" по пяти номинациям.

Но слава вас все-таки нашла. В ноябре вам присвоили звание заслуженного артиста России. С небольшим опозданием, но все же поздравляю вас, Эхтибар Ахмедович!
Спасибо. Мне было очень приятно получить это звание, хотя в наших кругах, так же как и в любой другой профессиональной среде, кроме официального статуса, работает еще и молва. Существует такое своеобразное "сарафанное радио": кто хороший, кто плохой. Музыканты определенного уровня знают друг о друге, даже если лично не знакомы. Как-то мне позвонили издалека, пригласили поставить музыкальный спектакль в театре, где я ни разу в жизни не был. Я, удивился, спросил: "Вы меня знаете?". В ответ мне сказали: "Знаем, что вы опытный и серьезный дирижер. Поэтому и обращаемся".

Как давно вы живете и работаете в Новосибирске?
Постоянно работаю вот уже шестнадцатый год, а до этого приезжал сюда на три месяца по приглашению. До меня здесь работал главным дирижером Яков Захарович Алексанян, тоже бакинец, как и я. И он нас, небольшую труппу Бакинского театра музкомедии, в котором я работал, приглашал сюда на малые гастроли, с тем, чтобы потом новосибирский коллектив поехал в Баку. Мы приехали, показались, понравились и в дальнейшем меня пригласили сюда уже на постоянную работу. Я с радостью согласился.

Бакинец приехал к бакинцу?
Да, именно так. Было принято говорить даже тогда, что бакинцы - это одна нация, а азербайджанцы другая. (Улыбается). Потому что у нас, бакинцев, свой своеобразный сленг, особые отношения.

Возможно, вы особо заносчивые, в чем часто москвичей упрекают, да и вообще столичных жителей?

Да нет, дело не в этом, но отличия заметны. А когда в Россию приехал, тут тоже все другое... Но мне хотелось вырваться. В 1988-м как раз началось: Сумгаит, Баку... На родине нечего было делать! В Баку никто не работал! Я просто с ума сходил! (Отчаянно жестикулирует). "Народные фронты" запрещали нам ходить на службу. Говорили, нужно решать политические проблемы, а не творческие. Если ты работаешь - ты не патриот родины. Прекрати и иди бастовать. Тогда будешь патриотом. И я понял, что если не вырвусь из этой пагубной обстановки, то, как музыкант, потеряюсь. И я написал письмо сюда, мне ответили, слава богу, положительно. Приехал в 1990-м, год был исполняющим обязанности главного, а потом стал главным дирижером.

Теперь уже привыкли к сибирским морозам?
Пришлось ко многому привыкать. Не только к морозам. Но, прежде всего, конечно, к холоду, зиме, суровости климата. Для меня экзотика была полная! Знаете, как меня Новосибирск встретил? Летим сюда, приземляемся в "Толмачево", нам говорят: "За бортом минус 20". Кошмар! Я тогда подумал: "А я вообще не упаду на улице, когда выйду? Не замерзну как сосулька?" У меня было ощущение нешуточного волнения. Знаете, бывает такое, от неизвестности.

А почему вы здесь остались?
Не знаю. Сам даже удивляюсь. (Улыбается).

А мне кажется, я догадываюсь. Безусловно, вам нравится театр, раз вы здесь уже столько лет работаете, но еще, наверное... здесь встретили свою суженую, красивую блондинку, которая очень хорошо известна теперь как артистка Новосибирского театра музкомедии Марина Ахмедова. И это решило все! Я права?
Нет, ошибаетесь! (Смеется). Потому что с Мариной в Новосибирск мы приехали вместе. А поженились еще в Баку! Она тоже бакинка. А познакомились мы с ней в бакинском театре музкомедии. Она пришла в хор записываться, девочка мне приглянулась, живая, симпатичная, стали встречаться. На гастролях вместе, везде вместе и до сих пор вместе. (Улыбается). У нас родилась здесь дочка Сабина, ей в марте исполняется четыре года. Роды, кстати, принимала в областной больнице замечательный врач, акушер-гинеколог Позднякова. Мама нашего олимпийского чемпиона Станислава Позднякова...

Вашей дочке повезло, она родилась в музыкальной семье. Еще не пытается петь?

Поет и уже играет на пианино!

Как играет? Ей же еще только четыре года будет, вы сказали!
А вот так. Недавно мне позвонили из Баку, а Сабина как раз перебирала клавиши. Друг в трубку спрашивает: "Кто это у тебя играет там?" Я говорю: "Сабишка бренчит". А он не поверил! Потому что уж очень похоже на осознанное музицирование! (Улыбается). Музыкальная девочка растет. Это очевидно. Я ее спрашиваю: "Сабиш, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" Она подумала, вздохнула, так серьезно, почти обреченно отвечает: "Наверное, скрипачкой".

Вы бы хотели, чтобы ваша дочь была скрипачкой?
Очень. Я люблю этот инструмент, скрипку. И до сих пор сожалею о том, что мама отдала меня в музыкальную школу на фортепиано, а сестру на скрипку. Надо было сделать наоборот. Но очень благодарен маме за то, что она вообще дала мне музыкальное образование. В свое время она сама заканчивала музыкальное училище как таристка. Есть такой национальный инструмент - тар. Когда Ростропович был у нас в Баку, ему подарили тар, что произвело на него большое впечатление. А после училища мама поступила в театральный институт, на режиссерский факультет. Но началась война, ей пришлось бросить учебу. И всю свою незаконченность, незавершенность - она передала мне. Как эстафету. В школе заставляла заниматься, чуть не насильно. А мне хотелось побегать, погонять футбол, зачем мне гаммы? Я только уже потом, в училище, понял, что не только люблю музыку - жить без нее не могу... Маме завтра исполняется 80 лет. Буду звонить домой, поздравлять...

А папа ваш был как-то причастен к музыке?
Папа работал на железной дороге, но был профессиональным свадебным музыкантом. Поэтому у нас были в доме все инструменты, на которых он играл на свадьбах, когда его приглашали: балабан, зурна, нагора - это ударный инструмент. Когда мы, дети подросли, он нас рассаживал, сам играл на балабане, а мы ему подыгрывали на других инструментах. Сейчас смешно вспоминать, какие концерты устраивали! (Улыбается).

На советском одеколоне "Красный мак", который был у моей бабушки, была изображена восточная красавица, с чем-то вроде скрипки...
Это кяманча. Очень распространенный восточный смычковый инструмент с длинным грифом. Только в отличие от скрипки, его берут не под подбородок, а ставят на колено. Звук своеобразный, очень красивый. Сейчас национальные инструменты часто используют и в джазе, восточные, вообще этнические мотивы сейчас популярны. Например, у нас был такой музыкант - Вагиф Мустафа-Заде. Как-то я спросил у нашего известного джазмена Владимира Толкачева: "Володя, знаешь такого музыканта?" - "Да, он сказал, - знаю". Был он прекрасным пианистом и сочетал воедино мугам и джаз.

Что такое мугам?
Тоже, как и джаз, свободная импровизация. Только в восточном ключе. Когда американцы слушали - они изумлялись до бесконечности! Очень таланливо сочетал Вагиф Мустафа-Заде, казалось бы, несочетаемое. Я горжусь, что он мой земляк.

Но сами-то создали классический квартет!
Потому что люблю джаз, но еще больше люблю классику. Она мне больше всего помогает раскрыться

А вы помните свою самую первую театральную постановку?
Да, помню. Когда я только начал работать в оперетте, мне повстречался человек, которого сейчас знают все. Это Юлий Гусман. Он тоже бакинец. Мы поставили с ним спектакль под названием "Дракон" по пьесе Шварца и с музыкой - был такой московский композитор Ефим Адлер, сейчас он живет за границей. Это была моя первая постановка, и достаточно удачная. У Гусмана я учился азам театрального искусства. Он проводил удивительные репетиции!..

Эхтибар Ахмедович, я вас слушаю внимательно и попутно ловлю в кадр ваши руки. Почему вы перестаете "дирижировать" нашей беседой, как только я нацеливаю на вас объектив фотоаппарата? Жест дирижера дорогого стоит!

Ну, я же не Караян! (Улыбается). Великий Герберт фон Караян был не только дирижером, но еще и прекрасным режиссером своих спектаклей и музыкальных произведений. Однажды для съемок фильма о нем, ему на грудь прицепили небольшую камеру, чтобы в нее попадали его руки. Они у него очень выразительные. Фильм получился необычным.

На стыке искусств часто случаются удивительные вещи. Один из дирижеров, с которым я общалась, пишет стихи. Он сказал, что в слове - тоже чувствует музыку. А вы поэтично относитесь к жизни?
Стихов я не пишу, но зато хорошо читаю литературные произведения. И дома очень любят меня слушать. Марина часто просит: "Почитай". Вот, например, повесть "Остановите самолет, я выйду", которую написал еврейский автор Эфраим Севелла. Недавно я взял этот томик в руки и долго читал вслух. С выражением, с хохмами...Слушали с упоением! Да я и сам удовольствие получил. Поэтично ли я отношусь к жизни? Да. Люблю природу. Еще в студенческие времена, в период консерватории, увлекался водным туризмом. Мы выезжали из города в сторону Дагестана, там много рек, которые имеют категории от первой до пятой. Я помню, самой высокой категорией у меня была третья. Я получал такое удовольствие! Байдарки, "салютки" - такие резиновые лодки... Узнал, что такое "табань", "греби", "держись". У меня самые приятные воспоминания от тех "диких" походов. Я люблю самоощущения от такой жизни - природа, костер, еда, пахнущая дымом... Еще очень люблю детей, женщин... У меня к женщинам именно поэтическое отношение, по-другому не скажешь, очень возвышенное. Когда в театре наши девочки ходят беременные, я всячески проявляю восторг по этому поводу. Знаю, что, может быть, чересчур бываю иногда эмоциональным, взрывным, поэтому пытаюсь сдерживать себя, но... не всегда получается. Зато быстро отхожу, когда рассержен. (Улыбается). Свои плюсы и минусы в характере.

Было бы странно, если бы такой темпераментный горячий человек не любил хорошую кухню. Поэтому я не спрашиваю, умеете ли вы это делать. А сразу - вы любите готовить?
Готовить я обожаю! (Характерный восточный жест). И думаю, у меня это наследственное. Мой дед очень любил ходить по рынку, женщин никогда не заставлял этим заниматься, готовил хорошо, и, наверное, это передалось мне. Если иду на рынок - накуплю там всего: мяса, овощей, пряностей - и скорее импровизировать блюдо какое-нибудь. Мне подарили одну замечательную книгу: "Кавказская кухня". Там есть все. Не только шашлыки и цыплята табака. И если я чего-то еще не умел, то с ее помощью научился.

Наверное, и сами уже можете книгу рецептов издать?
Нет, пока еще рановато, эксперименты на моей кухне в самом разгаре. (Улыбается). И меня это по-настоящему заводит!

А есть у вас фирменное блюдо?
Есть. Это я готовлю в основном летом и осенью. Выкладываю слоями: баранину, помидоры, болгарский перец, лук, баклажаны, зелень - и так три-четыре слоя. Никакого масла, все готовится в своем соку! Тушится на медленном огне. Это нечто! Пальчики оближешь! У нас на востоке всегда культивировалось такое сочетание: мясо и овощи. Ну, и специи, конечно. Перец, хмели-сунели, кориандр, базилик...

Я уже сглотнула слюну. Свинину вы не едите, конечно?
Представьте себе, ем. Жить в Сибири и не есть свинину? И потом, в этом отношении я человек достаточно светский. У нас в театре был такой спектакль, "Перекресток", еще до меня, но актеры потом рассказывали в лицах. Там был такой диалог. Один герой говорит другому: "Выпей вина" - "Нет. Аллах мне запрещает выпить даже каплю!" - "Какое мудрое изречение! Берем эту каплю, которую нельзя (как будто сует палец в вино и потом стряхивает), выбрасываем, остальное пьем!". Еще насчет религиозных запретов в пище. Есть такая версия, что когда князь Владимир выбирал религию для Руси, он остановился на Православии, а не на Исламе, как раз потому, что ему не понравились эти ограничения в еде и то, что нельзя пить крепкие напитки. Зато ему очень нравился принцип многоженства, которое, кстати, если верить некоторым книжкам, было в ту пору в Древней Руси очень распространено. Может, это обывательское мнение, но некоторая подоплека тут может быть. Но, впрочем, не хочу вводить вас в заблуждение, если я так легкомысленно рассуждаю о бытовой стороне жизни, это не значит, что я не верую. Я очень верующий человек, хотя не так часто бываю в мечети.

Но вы при этом еще и театральный человек и, наверняка, это откладывает отпечаток на ваш образ жизни. Вы замечали в себе некую суеверность?
Нет, нет, нет. В работе у меня никаких суеверий нет. Перед тем, как начать работу над спектаклем, я расписываю для себя порядок репетиций, оркестровок и т.д. И по истечении времени вычеркиваю то, что уже отработал: это прошло, это прошло... То есть веду себя как бизнесмен в некотором роде - занимаюсь организацией труда. А умение организовать себя и других для дирижера очень важно. Я ведь, кроме того, что музыкант, еще и руководитель, администратор, если хотите...
(В театре сама жизнь постановщик мизансцен! Как будто специально, для иллюстрации сказанного, в этот самый момент в кабинет главного дирижера постучали. Вошли две женщины из его оркестра - разобраться с начислением им премиальных).

... Эхтибар Ахмедович, мы остановились на мистике. Она в вашей жизни хоть чуть-чуть присутствует?
Чтобы вас не разочаровывать... У меня есть пристрастие к тем или иным вещам. Это мистика? Мне иногда кажется, что если надену ту рубашку, а не эту, то и день удачнее сложится. В другой одежде чувствую какое-то напряжение. Хотя это тоже может быть просто элементарная привычка к любимым вещам.

А какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
Мне нравится строгая элегантность. Рубашки мне покупает жена и жалуется: "Тебе сложно угодить". Я привередливый. (Хитро прищурившись).

Почему бы вам, в таком случае, самому не покупать себе то, что нравится?
Я доверяю жене.

Типичный ответ восточного мужчины!
Нет, вы несправедливы. При своем восточном складе характера я, например, на четыре года взял - и отпустил жену в Москву. (Делает театральный жест и говорит нарочито с кавказским акцентом, хотя обычно он у него почти отсутствует). И она окончила Гнесинку! А я за это время закончил здесь аспирантуру.

Остается пожелать вам успеха на очередной "Золотой маске", Эхтибар Ахмедович.
Спасибо.


Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*