Экспансия мюзикла » Официальный сайт Северского Музыкального Театра

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






























  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1







Экспансия мюзикла

 16-06-2015, 17:34  Раздел: Новости  Просмотров: 2330
 Комментарии: 0

В конце мая в Северском музыкальном театре с успехом прошла премьера лауреата конкурса по поддержке молодой режиссуры министерства культуры РФ - мюзикла Владимира Баскина «Призрак замка Кентервиль» (по известному произведению Оскара Уайльда) в постановке режиссера Александра Загораева. Театр в очередной раз подтвердил, что «держит руку на пульсе» и не отстает от мировых театральных веяний. Ведь, как известно, жанр мюзикла сегодня становится все более и более востребованным, как у постановщиков, так и у зрителей.
Наверное, не случайно, и семинар критиков музыкального театра при СТД России, проходивший с 26 по 29 мая этого года, был посвящен именно этому театральному жанру и назывался «Искусство «читать» мюзикл».
Участники семинара – представители музыкальных театров России, а также известные теоретики и практики музыкального театра (театроведы, музыкальные критики Александр Колесников, Екатерина Кретова, Марина Шимадина, Михаил Мугинштейн, композиторы Александр Журбин и Евгений Загот, режиссер Алексей Франдетти и другие) на протяжении нескольких дней пытались определить специфику жанра мюзикла, говорили о его развитии и перспективах на российской сцене. По меткому определению известного музыкального критика Александра Колесникова, сегодня и в России, вслед за Америкой и Европой, «наступила экспансия мюзикла».
Мы предлагаем вам поразмышлять об этом жанре.
Несмотря на то, что мюзикл возник достаточно давно – в начале прошлого века в США - до сих пор не существует его единого определения.
Все критики сходятся лишь в том, что он представляет собой синтез музыкального, драматического, хореографического и вокального искусств. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Любое средство актерской техники, использованной в нем, будь то танец, вокальный или пластический номер, становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли и должно очень естественно переходить из одного в другое.
Очень важно, что в мюзикле при высочайшем уровне технического исполнения постановка вокала или пластики должна быть принципиально иной, чем в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать, как в опере, а танец выглядеть, как в балете. Речь, мимика, пластика, вокал, танец должны работать только на создание единого цельного образа.
Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших бродвейских мюзиклах, а также в их кинематографических версиях:«Вестсайдская история»(1961),«Моя прекрасная леди»(1964), «Звуки музыки»(1965),«Смешная девчонка»(1968), «Хэлло, Долли!»(1969), «Скрипач на крыше»(1971), «Иисус Христос – Суперзвезда»(1973) и так далее.
Жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным не только для американских трупп, но и для европейских. Это было связано, в первую очередь, со стремлением расширить свои творческие возможности. Но европейские постановки натолкнулись на определенные трудности.
Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта.
Форма антрепризы обусловливает тщательный просчет коммерческого успеха работы. Ставка делается в равной степени как на искусство творческого коллектива, так и на искусство продюсера. Работа над спектаклем ведется методом «глубокого погружения», за счет отказа от участия в других проектах. Готовый спектакль, доведенный до степени технологического совершенства, эксплуатируется непрерывно, до тех пор, пока на него есть зрительский спрос (в случае удачи – на протяжении нескольких лет). Отточенность формы, в сочетании с психологической ориентацией актеров именно на антрепризную форму работы, позволяет спектаклю в течение длительного времени избегать морального износа и добиваться однотипной зрительской реакции вне зависимости от состава публики. Кроме того, сложная разработка зрелищных эффектов, ставшая одной из примет современного мюзикла, несомненно, требует от актеров автоматизма в точном соблюдении всей партитуры спектакля. Контакт таких спектаклей со зрителем можно сравнить с восприятием фильма: не взирая на индивидуальную реакцию зала, художественное произведение не меняется, оно создано раз и навсегда.
Европейской же театральной традиции более свойственны стационарные театры с постоянной труппой и большим разнохарактерным репертуаром. Это диктует совершенно иной стиль работы и иной тип взаимоотношения со зрителем: более интимный и сложный. Ежедневно перевоплощаясь в разные роли, актер репертуарного театра на каждом спектакле устанавливает контакт со зрителем заново, завоевывая его внимание и подстраиваясь под реакции зрительного зала. Недаром считается, что в таком театре не бывает двух одинаковых спектаклей: смысловые акценты, нюансы взаимоотношений и характеров персонажей меняются в зависимости и от психофизического состояния актеров, и от восприимчивости и настроения зрительного зала.
Когда же мюзикл появился на российской (вернее, советской) сцене?
Среди российских музыкальных критиков опять же нет единого мнения. Кто-то считает, что первые попытки приобщения к этому жанру были осуществлены в фильмах Григория Александрова. Особенно в картине «Веселые ребята», где звучала музыка Исаака Дунаевского в исполнении джаз-банда Леонида Утесова. Там в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, но все они являются полноправными участниками фильма наряду с самими актерами. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шло преимущественно по линии оперетты (картины И. Пырьева, Я. Фрида).
Другая часть музыковедов соотносит появление мюзиклов в нашей стране именно с театральными постановками. Начиная с середины 60-х годов, один за другим ставятся такие из них, как «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (Ленинградский театр музыкальной комедии), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола), «Добрый человек из Сезуана» Б. Хмельницкого и А. Васильева (театр на Таганке), «Трехгрошовая опера» К. Вайля (театр Ленсовета), «Орфей и Эвридика» А. Журбина (оперная студия при Ленинградской консерватории).
Настоящий успех в развитии отечественного мюзикла связан с рок-творчеством российских композиторов. Среди наиболее ярких работ можно назвать «Свадьбу Кречинского» А. Колкера в Ленинградском театре оперетты, ленкомовские спектакли Марка Захарова – «Тиль» (композитор Г. Гладков), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и, конечно же – «Юнона» и «Авось» (композитор А. Рыбников).
Упомянутый последним мюзикл каким-то непостижимым образом стал жить по «бродвейским законам», сохраняя на протяжении многих лет стабильную зрительскую реакцию, несмотря на то, что его исполнители плотно заняты в других спектаклях театра.
С конца прошлого века в России один за другим начали реализовываться лицензионные мюзикловые проекты: «Метро» Я. Стоклосы, «Нотр-Дам де Пари» Р. Коччанте, «Чикаго» Дж. Кандера, «42-я улица» Г. Уорнера, «Иствикские ведьмы» Дж. Уильямса, «Кошки», Э.-Л. Уэббера, «Красавица и чудовище» Ф. Гласса, «Призрак Оперы» Э.-Л. Уэббера и другие.
И в то же время появились многочисленные оригинальные российские мюзиклы: «12 стульев» И. Зубкова, А. Вулых, «Монте Кристо» В. Дубовского, «Бременские музыканты» Г. Гладкова, «Доктор Живаго» А. Журбина, «Мата Хари: любовь и шпионаж», «Алые паруса» М. Дунаевского, «Война и мир» А. Рыбникова, «Граф Орлов» Р. Игнатьева и так далее.
По мнению большинства российских музыкальных критиков, значительным прорывов в развитии этого жанра в России мог бы стать печально известный «Норд-Ост» А. Иващенко и Г. Васильева, но восстановить этот спектакль после трагедии на Дубровке оказалось невозможным в психологическом плане.
Подготовила Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ

 



Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*