"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола" » Официальный сайт Северского Музыкального Театра

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






























  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1







"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"

 31-10-2018, 16:14  Раздел: Пресса  Просмотров: 2450
 Комментарии: 0

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЖИВУТ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЗАТО (ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МАССКУЛЬТУРЫ ЗАКРЫТЫХ ГОРОДОВ РОСАТОМА) ЖИВУТ СОВСЕМ ОБОСОБЛЕННО. ПОТОМУ КАК В ЗАКРЫТЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНО ВЪЕХАТЬ ЗРИТЕЛЮ ИЗ СВОЕЙ ОБЛАСТИ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО - ИЗ СОСЕДНИХ РЕГИОНОВ, И ПРОСТО НИКАК - ИНТУРИСТУ. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ...

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
И тем не менее, театр в Северске остаётся репертуарным, музыкальным и востребован­ным зрителями. Сменяют друг друга знако­мые афиши спектаклей для взрослых и для детей. С премьерами тоже все по плану...

В октябре 2018 года в рамках проекта «Теа­тры малых городов» партии «Единая Россия» здесь поставили оперетту Жака Оффенбаха «Перикола». Премьерные показы прошли с большим успехом, нескончаемыми аплодис­ментами, охапками цветов, восторженными отзывами - всё, как полагается при заверше­нии работы режиссёра и балетмейстера-постановщика, заслуженной артистки России Татьяны Константиновой.

Сама Татьяна Викторовна считает поста­новку этого произведения достаточно слож­ным процессом. И не только потому, что музы­ка Ж. Оффенбаха легко слушается, но тяжело исполняется - как музыкантами, так и соли­стами. Ещё и потому, что огромное место в спектакле занимают массовые сцены. Любой режиссёр понимает, насколько легче собрать сцену на пять - семь персонажей, нежели организовать хор и балет так, чтобы они вы­глядели не подтанцовкой и звуковым сопро­вождением, а полноценными действующими лицами. Коими в либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви является народ. А народ - это всегда сложно.

На вопрос, почему же всё-таки выбор пал на «Периколу», режиссёр отвечает улыбкой: «Да вот я не знаю!.. Бывает так, что откуда-то сверху спускается и не отпускает. Где-то услышались куплеты Периколы в сцене опьянения и задержались в голове. Потом в интернете случайно попадаю на одноименный фильм с Галиной Беляевой в главной роли. А потом приезжаю в Северск и вижу актрису, безус­ловно подходящую на главную роль...».

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
Надо заметить, что «Перикола» - не самое известное в России произведение Ж. Оффен­баха. В авторском либретто «Периколы» ис­пользован сюжет пьесы молодого Проспера Мериме «Карета святых даров», героиней кото­рой была реальная певица Микаэла Вильегас Уртаго, известная под прозвищем La Pericholle («Птичка певчая»), в русском произношении - Перикола. О ней же писал американский пи­сатель Торнтон Уайлдер (философская притча «Мост короля Людовика Святого», 1927).

«Периколу» ставили в Александринском те­атре - уже через год после французской пре­мьеры оперетта шла на русском языке под названием «Птички певчие», в Саду Эрмитаж на «Божедомке» в театре «Сатира и мораль», в Малом театре, где Пикилло играл М. Леонтовский, а в Московском театре Оперетты его исполнял Н. Рубан. В советское время «Пери­колу» можно было увидеть в МХТ, в Челябин­ском театре оперы и балета, в Свердловском академическом театре музыкальной комедии и в некоторых антрепризах - например, на­родного артиста РСФСР Николая Синельни­кова. Пожалуй, всё. И вот, ровно через сто пятьдесят лет после первого выхода «Пери­колы» в парижский свет (октябрь 1868 - ок­тябрь 2018), очень непростая оперетта Жака Оффенбаха играется в Сибири.

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
Вернёмся к актёрам. В Северском театре есть актёры так называемой «старой школы». Они отличаются от выпускников нынешних театральных вузов, в том числе, и классиче­ской постановкой сценической речи - когда в зал летит не только слово, но и энергети­ческий посыл. Так играют и блистательный Рамиль Сафиуллин - Градоначальник, и ве­ликолепный Закир Валиев - Вице-король и обаятельнейший Михаил Дербенцев - Губер­натор. Под стать им есть и молодые солисты труппы. Гульназ Абкадырова - Перикола - прежде совершенно не имела опыта подоб­ных ролей. Страшно было не столько от объ­ёма предстоящей работы (сценическая речь, актёрское мастерство - всё это надо было освоить в самые короткие сроки), сколько от неуверенности: примет ли сцена...

Разумеется, режиссёр сделала всё, что требуется от профессионала, но... Это Театр, волшебство, мистика. Театральная сцена тре­бовательна, капризна и не всегда объективна. Прошли читки, репетиции, спевки с орке­стром, и вот уже прогон, а режиссёр хмурится: «Не случилось..». Сцена приняла эту Перико­лу только на сдаче. В одночасье актрисе вдруг перестали мешать декорации, артисты хора, свет в лицо, взмахи дирижёрской палочки - уже ничто не отвлекало её от своей героини, Пикилло, интригующей затеи с обманом вице-короля и торжествующего победу выхода на поклон. Но ничего не бывает вдруг. Бывает конкретное намерение и огромный труд. Всё просто. Но... не вдруг.

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"С Антоном Завьяловым-Пикилло - совсем другая история. В этом случае налицо эффект привыкания. И публика, и коллеги уже при­выкли к его нетривиальному, талантливому ис­полнению любой роли. Привыкли и к тому, что это Актёр Божией милостью - вроде, как и тру­диться ему не приходится, всё необходимое для успеха на сцене ему дала природа... В нём настолько сильно драматическое начало, что даже роль уличного певца не ограничивается вокалом. Перед нами юный дерзкий испанец, ревнивец и баламут, которого, по признанию самой Периколы, и любить-то не за что: «Ни красотой ты не блистаешь, ни воспитаньем, ни умом»... Но и не восхищаться им невозможно - ни самой Периколе, ни зрителю...

А вот режиссёру артист видится исключи­тельно «солнышком» и «Антошенькой» - нет у неё других возможностей выразить цехо­вую солидарность и признательность за труд! Именно за труд. Она, Татьяна Константинова, ученица легендарной, народной артистки СССР Татьяны Шмыги, точно знает, что скры­вается за внешней лёгкостью исполнения.

А вот что кроется за желанием самой Татья­ны Викторовны лететь из Москвы в Сибирь ставить рискованную оперетту? Однознач­но не деньги! - скоромность бюджета про­винциальных театров давно стала притчей во языцех и даже не обсуждается в высоких коридорах театральных небожителей. Тоже привыкли. Как будто так и должно быть. Мол, это в традициях... Желание осчастливить столичным прикосновением? - тоже нет. Во всяком случае, ни актёры, ни постановочные службы театра подобных интонаций не услы­шали. Сама Константинова на вопрос: «Что вы здесь находите?» - отвечает, не задумываясь: «Театр!».

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
Северский музыкальный театр - один из немногих, о которых театральный критик Ольга Галахова сказала в одном из своих об­зоров: «В малых городах случаются чудеса...». Речь шла о репертуарной политике театров. И когда в кабинете директора, художественно­го руководителя СМТ Светланы Евгеньевны Бунаковой обсуждалась очередная премье­ра, руководитель театра настоятельно ре­комендовала именно оперетту - именно из соображений сохранения репертуара, чтобы зритель не забыл совсем, что это такое - опе­ретта. Жанр как бы уходит с театральных под­мостков - если не в концертные номера, то в антрепризу, в лучшем случае.

Из истории театра мы знаем, что оперетта возникла никак не раньше появления в Пари­же юного Якоба Эбершта, сына главного пев­чего Кёльнской синагоги. Который впослед­ствии стал известен миру как Жак Оффенбах. Так вот, слово operetta, оперетка (именно оперетка - маленькая опера) появилось тог­да, когда театр стал использовать небольшие музыкальные реплики, на оперу никак не по­хожие. То есть, вокал плюс разговор - лёгкий жанр, одноактная «постановочка» или раз­влечение в антракте. И вот тогда появляет­ся Оффенбах! И двое друзей - либреттисты Мельяк и Галеви. Они пишут четырёхактное произведение с балетом, текстами и музы­кальными номерами. Так появился жанр опе­ретты. Который не хочет терять Северский музыкальный театр.

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
То, что директор Северского музыкального безусловно предана Театру как явлению, ни для кого из коллег по цеху не секрет. И эта преданность выражается не в заламывании рук и разговорах о том, «Как сложно жить!..», а в умении написать заявку на грант и получить его, представление своих артистов на пре­мию - и они их получают, организовать и воз­главить Ассоциацию театров с репертуаром для детской и юношеской аудитории, прово­дить фестиваль «Сибирский кот» (в этом году поступили заявки от театров из Аргентины, Из­раиля, стран СНГ, не говоря о российских - по обе стороны Урала). Кажется, какое отношение всё это имеет к «Периколе» Ж. Оффенбаха? Са­мое прямое! Люди неувлечённые не включают в репертуар малоизвестные оперетты.

Сложна ли «Перикола» для зрительского восприятия? На первый взгляд, нет. В этом спектакле яркие костюмы, лёгкая музыка, красивые исполнители, профессиональный балет, артистичный хор - всё просто и весело, а ещё счастливый финал - классика жанра. Но это же Оффенбах - в его опереттах по определению не может быть всё слишком явно и просто! Оф­фенбах социален и политичен, он сатирик, его сарказм откровенен и прямолинеен, это Рабле в музыке! Оффенбах в оперетте - это Моцарт в опере. То есть, всю прелесть постановки может оценить зритель образованный, подготовлен­ный, как теперь говорят, «продвинутый».

На что обратил внимание зритель Север­ского музыкального театра? Конечно же, на декорации и костюмы, их автор - художник- постановщик, заслуженный художник России Виктор Акимов. Сцена - каменный мешок: не то городские стены, не то тюремные. Мо­нументальная статуя вице-короля с лицом Закира Валиева, поразившего своих поклон­ников ярким комедийным талантом!. Огром­ный золотой трон - как символ незыблемости власти. В финальных эпизодах одна из стен рушится, народ раскачивает статую, угрожая её свалить. За золотым троном открывается чистое голубое небо, и словно потянуло све­жим воздухом свободы... Читаемая аллего­рия? Более чем!

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
Не менее говорящими выглядят костюмы: голодный, но весёлый народ - яркие одеж­ды с южно-американским колоритом; при­дворная знать - нивелированные наряды из серой сетки, символа паутины. И все - все! - действующие лица в головных уборах. За исключением свободных уличных певцов Периколы и Пикилло.

Всё это великолепие оживает, расцветает благодаря таланту и мастерству художника по свету Наталии Тара. Свет танцует, вздрагивает, меркнет, создает настроение.

И главное - музыка! Изящная в своей не­простоте, трепетная по отношению к чув­ствам юных героев и откровенно саркастиче­ская, когда обращается к темам вице-короля, губернатора, градоначальника и даже сило­викам (пока они не встали на сторону наро­да). Композитор использует ритмы легкомыс­ленных куплетов, упругого болеро, лукавой сегидильи, бравурного рондо, буффонного галопа, комедийных маршей. При всей своей изысканности музыка Ж. Оффенбаха очень демократична и понятна обычному зрителю. Может быть, без терминов и нюансов, но это музыка, её не объясняют - её чувствуют. Судя по реакции зрительного зала, оркестр под ру­ководством дирижёра-постановщика Вячес­лава Губанова с задачей справился.

Театр (вопреки известному утверждению) начинается не с вешалки. Он является нам из другого мира, другой реальности. У него другие цели и ценности, другие амбиции, его успешность на том, другом уровне оценивает­ся не в рублях или долларах, там имеет хож­дение другая валюта, гораздо более высокого качества, не подверженная волатильности рынка и колебаниям курса. Сохраним ли мы такой театр? Большой вопрос...

"Музыкальный журнал" о премьере оперетты "Перикола"
Постскриптум.

«Труппа этого театра достойна того, что­бы играть на площадках Москвы и Питера, не говоря уже о Новосибирске, Кемерово, Барнауле и всём Сибирском регионе. Это единственный музыкальный театр во всей Томской области (территория сравнима с площадью Франции), театр очень хорошего уровня, он безусловно является украшением региона. Скажу больше: в театральном мире России Северский музыкальный театр являет­ся визитной карточкой Томской области. Что пожелать Северскому музыкальному театру? - Чтобы о нём знали!». Татьяна Константинова.

Автор статьи Лариса Красноперева
Фотограф Глеб Листвин


Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*