Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне » Официальный сайт Северского Музыкального Театра





Календарь

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
































  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 3

  • Описание картинки 4

  • Описание картинки 5

  • Описание картинки 6

  • Описание картинки 7

  • Описание картинки 8



Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне

 23-09-2019, 08:15  Раздел: Пресса  Просмотров: 201
 Комментарии: 0
15 августа Северский музыкальный театр поздравляет заслуженного артиста Российской Федерации Анатолия Павловича Лившуна с 75-летием и полувековым юбилеем служения театру.
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Практически вся творческая жизнь А.П. Лившуна прошла на глазах у северчан. В музыкальном театре А. Лившун многие годы был занят во всем репертуаре, и это тот случай, когда публика шла «на артиста». Широчайший творческий диапазон позволил ему занять ведущее место острохарактерного актера-комика. 50 лет на северской сцене! Переживший театральные катаклизмы, видевший исподнее Мельпомены, сегодня Лившун любит театр не меньше, а может быть даже больше, чем полвека назад. Он искренне считает директора и художественного руководителя СМТ Светлану Бунакову «второй после Бога». Ему в радость нынешняя атмосфера театра, отношение к артистам, постоянно обновляющийся репертуар. В общении со своими давними поклонниками он замечает: «Новые времена – новые песни. Когда-то мы любили оперетту, и это было прекрасно! Сейчас «на волне» мюзикл, и вы посмотрите, что творят молодые ребята! Я наблюдаю за Антоном, Закиром и понимаю, что даже молодым я не смог бы так работать!..». Задаю вопрос: «За свою долгую актерскую жизнь Вы видели много театров, как бы Вы оценили нашу сегодняшнюю труппу?». Анатолий Лившун, не задумываясь, отвечает: «Да ладно! Таких – просто нет. Я так говорю не потому, что я здесь работаю. Я так говорю потому, что очень много знаю про театры…».

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Но сегодня я хочу рассказать читателям о том, чего не увидеть из зрительного зала, о чем не прочесть в характеристиках и не узнать из аннотаций к спектаклям. Ныне заслуженный (а тогда начинающий) артист Анатолий Лившун появился в нашем городе в августе 1969 года. Играть в Северском музыкальном театре начал, однако же, чуть раньше. Как такое может быть? А вот были времена, когда театры активно гастролировали, и генералы приказывали полковникам отпускать солдат «служить» в Ансамбль песни и пляски!.. Но, впрочем, все по порядку.

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Фронтового ребенка Толю родители пропавшего без вести отца не приняли, и мальчик сам выбрал себе папу. Мужчин повыбила война, вернувшиеся были избалованы женским вниманием, а мама была красивая. Кавалеры ухаживали исключительно за ней, «довесок» их не интересовал. Инвалид Павел Петрович Лившун на роль ухажёра не претендовал, он сдружился с мальчонкой. Где мог, помогал по хозяйству. Однажды вечером чинил на кухне утюг, хозяйка вернулась с работы, и малыш выбежал ей навстречу: «Мама, ты что, не узнала?.. Это же папа с войны вернулся!». Фронтовик стал мальчику настоящим отцом и главой семейства, в котором чуть погодя родилась девочка. Дети дружны до сих пор и живут в одном городе.
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне

В 4 года Толя Лившун был уже известным «артистом» в полуеврейском местечке Народичи, что на Житомирщине. Стихи, военные песни, чечетка и залихватское матросское «Яблочко» - равных ему не было и в школе, никто не сомневался в артистическом будущем одаренного паренька. Но… «Яблочко», бескозырка белая, в полоску воротник… И направился он в мореходку, засыпая-просыпаясь с мыслью о парусах, муссонах, галсах в штормящем океане. Когда «каптри» в приемной комиссии пояснил, что в той мореходке из него будут готовить бойца китобойной флотилии, почесал затылок: «Чего плохого мне те киты сделали?» - и забрал документы. Поехал в другое училище, а там принимают только с 17 лет, и требуется плавательный стаж. Какой там стаж в степях Украины?.. разве что в пелёнках «плавал»…

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне

Словом, от судьбы не уйдешь – оказался в культпросветучилище. В городе Советск, бывшем Тильзите, в Калининградском анклаве. Рассуждал так: чтоб служить на театре, вроде, все умею, осталось баян освоить. Значит, дирижерско-хоровое отделение, там есть курс инструмента. А на театральном в тот год случился недобор. Написал друзьям в Народичи, те прикатили, сдают вступительные. Одному задают этюд – отогнать змею от птичьего гнезда. А тот что ни сделает – все не так. Лившун в коридоре всю эту пластику выдал, рукой досадливо махнул и… с поворота налетел на человека с высохшей рукой. Им оказался завуч, бывший танкист, в танке горел – оттого и рука такая. «Я Вас прошу…» – так начал завуч профориентацию с растерявшимся абитуриентом. Догадались? Совершенно верно, не стал Анатолий Лившун учиться на хорового дирижера. Потому что вежливый завуч Михаил Васильевич Сковородкин привел его к педагогу Анатолию Васильевичу Смолякову, ученику самого (!) Станиславского. К слову, там и на баяне играть научили. Конечно, выпускник театрального отделения Лившун поблагодарил завуча Сковородкина за дар убеждения. Тот, в свою очередь, назвал Анатолия особенным студентом и дрогнувшим голосом произнес: «Спасибо, что учились у нас…».

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Несколько лет спустя, в 1969-м, уже после службы в армии, эти слова повторил Иван Николаевич Луцик, директор студии при Киевском театре оперетты. Надо ли говорить, что артист Лившун в тот же день был зачислен в труппу театра…

И тут возникает логичный вопрос: а в Сибирь-то какими судьбами? Сразу же проштрафился, или как? Или как. Уже в то время в Киевском театре оперетты русский язык был под запретом даже в межличностном общении, не говоря о сцене. Это был национальный театр, и все показы шли на «мове». Выросший на Житомирщине Лившун в совершенстве владел украинским языком, но петь «Ах, Сильва, я тебя кохаю…» как-то не хотелось. И тут опять вмешивается Провидение. Оно устраивает встречу артиста Лившуна с дирижёром Томского театра музкомедии (так в те годы назывался СМТ) Юрием Арнольдовичем Лившицем. Спектакли на русском языке, квартира предоставляется, коэффициенты к окладу, роли первого плана – о чем еще мечтать молодому артисту? Ну да, в Сибири бывает холодно. Даже холоднее, чем в Североморске, где служил в армии.

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Про армию отдельная история. Выпускника культпросвета брали руководителем художественной самодеятельности в отдельную войсковую часть ВМФ в Балтийске. Красивая форма, бескозырка белая, грёзы юности, работа худруком считается службой в армии – заманчиво… но – 4 года. А как же мечта о театре? В призывной комиссии военкомата уже и заявка от командира части лежит, не отвертишься. Таки отвертелся. Пошел рядовым в ПВО на 3 года, напросился на боевое дежурство в Североморске (сватали каптенармусом – отказался: что потом детям про армейскую службу скажу – как обутки с полку на полку перекладывал?..). Освоил специальность планшетиста, 140 знаков в минуту писал, дослужился до службы оповещения. И вдруг, как сказали бы на гражданке: уволен переводом в артисты.

Дело в том, что служил тогда в Архангельске офицер по фамилии Шуб, с именем Григорий Израилевич. Художественную самодеятельность считал важной частью политработы. С Глебом Петровичем Буинским ездили они по гарнизонам, отбирали талантливых ребят из солдатского контингента. Про то, как полковник Ермилов «зажал» телеграмму с поручением отпустить «артистов» в распоряжение Шуба, а генерал приказал полковнику забыть о них, Анатолий Павлович рассказывает, смеясь. Так создавался Ансамбль песни и пляски при Архангельском Доме офицеров.

Наступил 1965 год, в СССР впервые праздновали годовщину Победы. Первый за 20 послевоенных лет парад на Красной площади, первые торжества в округах, первые медали «20 лет Победы в Великой Отечественной войне», первые концерты. Первый концерт Ансамбля песни и пляски Архангельского Дома офицеров состоялся в Ленинградском Доме офицеров. Второй – в составе праздничной программы в Кировском дворце Ленинграда. Этот большой концерт транслировался Первой программой Всесоюзного телевидения и шестью каналами Интервидения. Зрелище было потрясающее по объему и эмоциональному накалу. А что же наш герой? А наш герой был ведущим! И точно помнит, что в Архангельске они пересматривали кинопленку с первого праздника Победы в Ленинграде. Анатолий Лившун очень хочет найти эту запись, он повторяет: «Ведь я живой еще! Я вел этот концерт…».

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне

Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Газета "Диалог" об Анатолии Лившуне
Но как же А. Лившун начал играть в Северском театре до приезда в Северск? Все просто – театр гастролировал, Лившиц назначил молодому артисту встречу в Павлодаре, куда очень своевременно (для Лившуна) опоздал один из штатных артистов северской труппы. С корабля на бал – это про тот случай. Премьера в день приезда – а ставили оперетту «Восемнадцать лет», времени на ввод – 15 минут. Справился. Так и остался в роли. Уже в Усть-Каменогорске несмело подошел к режиссёру Ю. Мельцеру: «А когда меня прослушивать будут?». Тот засмеялся: «Да тебе уже зарплату начислили!». Пока шли гастроли, артисту оформили въезд в Северск, и всё – с тех пор он наш!
Не раз и не два пытались заполучить «широкоформатного артиста» Анатолия Лившуна другие театры – и в Киев звали, и в Волгоград, и на юг, и на север. И в Северске было всякое, не только слава с почетом, но и конфликты с «залётами», и зависть с наветами. Что удержало Артиста в неласковом «заколючье»? Что сегодня удерживает здесь молодых его коллег, работа которых интересна не только ему, но и столичным режиссерам, педагогам, критикам? Что сейчас приводит в наш театр выпускников престижнейших музыкальных вузов страны? Не иначе, Провидение…
Лариса Красноперова,
редактор СМТ
Фото из личного архива Анатолия Лившуна


Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*
 









 



Официальная информация

Разработка сайта: IT STUDIO