Бойцы невидимого фронта
Так с уверенностью можно сказать про цеха театра, скрытые от зрителя, но без которых было бы невозможно создать ни один спектакль.
В нашем театре целых 10 цехов: машинно-декорационный, осветительский, , костюмерный, гримерно-постижерский, пошивочный, бутафорский, художественный, поделочный, реквизиторский и радиоцех.
Сегодня мы поговорим о бутафорах и гримерах-постижерах.
Бутафоры делают, как известно,специально изготовленные предметы, употребляемые в спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу...
Бутафоры нашего театра из нехитрых материалов, находящихся в их арсенале, творят настоящие чудеса. Порой даже превосходят по мастерству знаменитую фею, которая для своей не менее известной крестницы Золошки из тыквы соорудила карету. Не верите – убедитесь сами.
Гримеры-постижеры с почти материнской заботой следят за всеми невообразимыми париками, которые находятся на их попечении. Даже надеть парик на артисте и закрепить его, чтобы он не слетел во время спектакля, целое искусство. Если говорить о гриме, то легкий грим делают сами артисты, на долю гримеров приходятся самые сложные случаи. Косметический грим используется в театре с XVI в. Среди основных его функций – «улучшение натуры». Такое привычное применение грима особенно приветствуется на сцене, так как это искусство состоит не столько в том, чтобы состарить персонаж, сколько в том, чтобы сделать его моложе.
Кроме того, грим - своего рода живой костюм актера, который соперничает с маской благодаря подвижности лица. Грим использует определяющую двусмысленность театрального представления: это смесь естественности и искусственности, вещи и знака.
Не характеризуя персонажа психологически, он способствует созданию театральных форм наравне с другими компонентами представления, становится равноправным эстетическим элементом спектакля.