ХXвек стал для всего
мира эпохой масштабных изменений. Кроме великих открытий, расцвета ряда
отраслей, он несет память о самых страшных и одновременно героических событиях
современной истории - Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Эта тема актуальна и незабываема, она до сих пор проходит «красной
нитью» по всем семьям и поколениям нашей страны.
Выходят фильмы, пишутся
статьи, ставятся спектакли, посвященные трагичному периоду нашей истории. За
фактами героических поступков и подвигов, цифрами статистики, датами переломных
моментов военных действий, не многие задумываются о том, что и в годы войны
люди оставались, прежде всего, такими же людьми какими были до 22 июня 1941
года: они тянулись к прекрасному, мечтали о праздниках, жаждали маленьких
культурных радостей и событий.
Именно эту функцию, доносить до борющегося народа частичку
той самой гражданской жизни, свободной от убийств, разрухи, голода, взяли на себя театральные учреждения,
организовав фронтовые бригады и театры.
Вокруг рвались снаряды,свистели пули, а театр помогал единению народа и укреплению морального
духа. Режиссер МХАТ И.М. Раевский так описывал военного зрителя: «Мы обращались
к обыкновенному зрителю, который силою обстоятельств оказался оторван от семьи,
от своего предприятия и вынужден был взяться за оружие. В то же время, зритель этот был
необыкновенным! Нужно было показывать ему всякое искусство, говорящее ему о
торжестве жизни, правды, справедливости».
Театр с самого начала войны стал в числе «мобилизованных и
призывных».
Время требовало мужества от всех, и люди искусства, доказали,
что оно им не чуждо. Связь людей культуры с нависшей опасностью над страной,
единство со своим народом, обрела очень динамичные формы, рожденные военной обстановкой:
репертуар пополнялся новыми пьесами отечественных драматургов, посвященными
победе. Также были очень популярны отечественные и зарубежные комедии.
Иосиф Моисеевич Раевский
А. Райкин у моряков (1943 г.)
Если в
начале войны преобладали пьесы, посвященные «легкой» победе, то уже в 1942 году
писатели и артисты стали осваивать более сложный материал: он раскрывал всю
тяжесть и боль военного времени, готовил к испытаниям,через которые предстояло пройти. Так в 1942
году родились пьесы, которые отнесены к наиболее значимым в годы ВОВ:
«Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова.
Ю.А. Завадскийвысказывался о содержании искусства в то время: «И в минувших событиях
войны, и в тех, которые ещё предстоят, есть одна… самая значительная тема- это
тема величия советского человека, глубины и самоотверженности его
патриотизма,безграничной веры в правоту
своего дела и в победу его высокого героизма. Наше искусство обязано раскрыть
эту тему… показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характер, его
биографию, его психологию». Заявление это касалось как гражданского, так и
военного зрителя.
Стали создаваться бригады артистов, которые отправлялись с
выступлениями на фронт.
В.И. Немирович-Данченко писал: «Я знаю, что советский театра
сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся
перед нами великих всенародных задач защиты Родины, всемирной помощи нашей
доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага». У военного зрителя
потребности в искусстве требовали целых
спектаклей, а не коротких сценок или номеров, справиться с этим могли только
полноценные театры, которые и создавали
фронтовые филиалы.