В Северском музыкальном театре – очередная премьера. Музыкальную комедию «Мой друг Бенбери» (по пьесе английского драматурга Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным») на музыку немецкого композитора Герда Начинского на его сцене поставил главный режиссер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Александр Исаков. Напомним, что это вторая постановка режиссера в северском театре. Первой его работой здесь была оперетта Кальмана «Сильва».
Остроумная, с блистательными диалогами пьеса Уальда, с ее теорией «бенберизма» весьма известна и довольно часто ставится в драматических театрах (есть она и в репертуаре Томской драмы). А вот в театрах музыкальных ее можно встретить не так часто.
Накануне премьеры мы встретились с постановщиком премьерного спектакля Александром Исаковым.
-Александр Борисович, кем был предложен материал для постановки: Вами или театром?
- Мы совместно выбрали это название. Оно очень удачно разложилось на труппу театра. Кроме того, мне интересно было работать с этим материалом. Замечательная пьеса, замечательная музыка! Да, и последний раз в музыкальных театрах эта вещь ставилась довольно давно.
- У Оскара Уальда жанр пьесы определен как легкомысленная комедия для серьезных людей. А каков жанр вашего спектакля?
- Конечно же – музыкальная комедия для серьезных людей! Уайльд очень парадоксальный автор, и не только в этой пьесе, а вообще. На мой взгляд, это одно из лучших его произведений, в названии которого уже многое заложено. Имя Эрнест в английском языке созвучно с Earnest – серьезный. Поэтому, название двойственно: как важно быть серьезным или как важно быть Эрнестом (несерьезным молодым человеком!). Вообще, внутри каждого из нас заложены и серьезность, и легкомысленность. Когда мы кажемся серьезными, мы отчасти легкомысленны. Когда мы кажемся легкомысленными, мы отчасти серьезны.
-И эта проходящая лейтмотивом тема «бенберизма», присущего всем мужчинам…
- Даже существует известное высказывание по этому поводу: «у каждого мужчины есть право налево». Герои пьесы живут двойной жизнью до того, пока к ним не приходит подлинное чувство. И тогда хочется «убить» и друга Бенбери, и брата Эрнста и так далее. Это игра. То, что присуще и театру, и вообще любому человеку. Мы все всегда кого-нибудь изображаем. Я, например, сейчас изображаю режиссера, который дает интервью. Вы – интервьюера. Мы в жизни играем очень много ролей. Но важно докопаться до подлинности своей, до своей сути. Чем, собственно, здравомыслящий человек пытается заниматься всю жизнь. Но, как говорится в этой пьесе, вряд ли хотелось бы поймать в свои сети здравомыслящего человека: о чем с ним разговаривать?
-Любой спектакль – это творчество коллективное. И от взаимодействия, взаимопонимания команды зависит, насколько он состоится. Довольны ли Вы командой, с которой пришлось работать?
-Безусловно! В одиночку ничего в театре не сделаешь! Что касается конкретно этого спектакля, то, мне кажется, что по-актерски он сложился достойно. С некоторыми артистами я знаком еще по «Сильве». А с другими познакомился только на этой постановке. Как, например, с исполнителем роли Джека Уординга Закиром Валиевым. Мне кажется, что он представил достаточно интересную работу и очень вырос по сравнению с первой репетицией. Хочется отметить и Артема Мерша, сыгравшего Алджерона Монкрифа. Совсем неожиданен для меня и Михаил Зебзеев, сыгравший двух слуг.
-Причем, так по-разному, что непосвященный зритель сразу и не поймет, что здесь работает один артист.
-Да, он сумел удивительно перевоплотиться. Для артиста балета это очень хорошая и достойная работа. Прекрасно справились со своими ролями и артисты среднего и старшего поколения – Михаил Дербенцев, Людмила Травкина, Алла Зорина.
- Несколько слов о сопостановщиках, пожалуйста…
- Хочу поблагодарить всю постановочную бригаду. Так, благодаря балетмейстеру Надежде Бобриковой, в спектакле появилась очень стильная хореография. Работать с Надеждой было приятно и интересно, и мы друг друга дополняли.
-Мне показалось, что она сумела создать некую атмосферу озорства, изящества...
- Я согласен с Вами. Еще бы хотелось отметить дирижера Владимира Сапожникова за прекрасные оркестровки, прозвучавшие необычайно свежо и неожиданно. Оформление художника-постановщика Владимира Авдеева довольно лаконично, но очень органично для этого спектакля. А художник по костюмам Светлана Велиханова, на мой взгляд, просто попала в «десятку». Так же, как и художник по свету Наталия Гара.
- Вы режиссер столичный, питерский. Сложно ли Вам работать в провинциальных театрах, тем более в театрах закрытых городов, зачастую «варящихся в собственном соку»?
-Не могу сказать, что у меня возникли какие-то особые сложности. Разве что, во время постановки «Сильвы»… Дело в том, что классическая оперетта не всегда расходится на труппу театра. И в этом большая проблема. Музыкальные комедии в театрах, подобных северскому музыкальному, гораздо легче в этом плане ставить. Что же касается процесса репетиций, то актеры везде хотят выйти на сцену и сделать это как можно лучше. В «Моем друге Бенбери» это доказали многие. Например, Ася Сокол (исполнительница роли мисс Призм) вообще вошла в спектакль за пять дней до премьеры и достойно справилась с поставленной задачей. Наталья Сочнева тоже чрезвычайно интересно делает эту роль, хотя и по-другому. И это замечательно, что существуют такие разные работы!
- К сожалению, многие музыкальные театры сталкиваются с тем, что молодежь практически не ходит на их спектакли. Исключение, пожалуй, составляют мюзиклы. Как, на Ваш взгляд, привлечь молодых людей в театр?
-Что касается классической оперетты, то проблема в том, что исчезла школа подготовки артистов оперетты. Если синтетических артистов как-то еще готовят, то артистов оперетты - нет. Оперетта – особый жанр, который требует своих законов и своего исполнения, своего мастерства. И, поскольку материала опереточного в последнее время немного, и нет школы, то только старшее поколение полностью владеет жанром оперетты, среднее – поменьше, младшее – имеет о ней смутное представление. Это один из самых сложных жанров. Здесь надо уметь петь как в опере, играть как в драме, танцевать как в балете. Редко у кого это сегодня получается блестяще. Один из ярких примеров - Ольга Лозовая, ведущая актриса Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, которая в девяностые годы играла в Северском музыкальном театре. Она умеет делать все из перечисленного, причем на очень высоком профессиональном уровне! Что же касается привлечения молодого зрителя в музыкальный театр, то вполне очевидно, что на оперетту он сегодня не пойдет. Этот жанр для более старшего поколения. А вот мюзиклы, музыкальные комедии – это молодежи может быть интересно! Надеюсь, что и сегодняшняя премьера молодым зрителям понравится.