Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды" » Официальный сайт Северского Музыкального Театра

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ



Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






























  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 1







Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды"

 9-07-2012, 15:28  Раздел: Новости, Пресса  Просмотров: 3415
 Комментарии: 0
Последняя работа Северского музыкального театра, мюзикл А. Шевцова «Безымянная звезда» по мотивам пьесы М. Себастиана не только понравилась нашему зрителю, но и удивила. Театр обрел новое дыхание, стал предлагать серьезную драматургию и нестандартные поставочные решения. Но главное, театр заиграл. И милые сердцу игрушечные страсти оперетты сменились правдой человеческих отношений.

О чем же эта история? О внезапном романтическом чувстве, под утро превратившимся в эпизод из жизни взрослых людей, или великой любви, которую можно встретить лишь однажды? О социальном неравенстве, разбившем хрупкий мир влюбленных или несбыточной мечте о счастье? Мечте, которая не помещается в рамках реального мира и обитает где-то на просторах звездного неба… Манит, тревожит и зовет за собой.
Все эти вопросы возникают благодаря трактовке режиссера Ксении Торской. С одной стороны она не упускает ни одной, самой малой грани сюжета, с другой - доводит степень художественного осмысления до символических обобщений. В результате спектакль воспринимается как цельное эмоциональное высказывание, человеческий вздох, наполненный пронзительной грустью по идеалу и какой-то иной, высшей правде. Впечатление потрясающее. Оно вырывает мысль из оцепенения, заставляет думать, мучиться, искать, И никуда не денешься. Все мы стремимся найти путь к счастью. Так уж человек природой запрограммирован.
А начинается все на железнодорожном вокзале. Сюда жители небольшого городка стремятся с особым желанием. Здесь происходят встречи, обсуждаются последние новости, сбываются «мечты» в виде привезенной из Бухареста модной вещицы и губной помады. Вот промелькнула стайка гимназисток, куда-то торопится паренек с цветочком, начальник вокзала следит за движением проездов, а мадмуазель Куку - за моральными принципами… Так возникает образ «активного» пространства, где при сложнейшем, почти кружевном рисунке общего действа у каждого персонажа свой бытовой способ «личного» существования.
Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды"
Однако обитатели вокзала еще и части целого. Они легко теряют индивидуальность, трансформируясь в ожившую декорацию, некую массу, чувственному миру которой доступны максимум три эмоции – непонимание, восторг и согласие. Перед нами то «античный хор», вторящий фразам Паску, то послушная тень возмущенной мадмуазель Куку, то монолит, двигающийся в механическом танце под стук колес прибывающего поезда...
В игру изменчивой «реальности» органично включаются приемы сценографии (художник Юрий Сопов), и хореографии спектакля (балетмейстер Владимир Лопаев), где работают все уровни сцены, приглушенные тона взрываются ослепительными огнями, а импульсивный танец-модерн сменяется мягкой и гибкой пластикой волны. Дополнительно предложенные обстоятельства интересно раскрывают музыкальный материал спектакля (дирижер Эхтибар Ахмедов) и позволяют артистам оркестра непринужденно вмешиваться в происходящее.
В этой атмосфере и разворачиваются главные события. В небольшом городке с размеренной спокойной жизнью, вдруг одно происшествие следует за другим. Сначала недопустимое поведение гимназисток, потом странный поступок учителя, купившего безумно дорогую книгу, а тут еще и дизель-электропоезд, всегда проходивший мимо, почему-то остановился… В общем, заведенный порядок вещей рушится, и вот-вот произойдет непоправимое!
И появляется Она. Дитя большого города. Светская штучка. Почти бестелесная, светящаяся, хрупкая и такая другая в своем изумрудном платье, что окружающий мир блекнет, становится серым, унылым, одинаковым. Все, что раньше так активно двигалось, замирает и отступает на второй план. Внимание зрителей теперь приковано к ней, Моне (Анна Смирнова). А она плохо понимает, что происходит. Почему нельзя ездить в поезде без денег и документов и рассчитываться за билет фишками из казино? Почему вообще ей запрещают делать то, что она хочет?
Вопросы растерянной и беззащитной девушки повисают в воздухе. Она ни у кого не вызывает сочувствия. Только один Марин (Антон Завьялов) не может отвести от нее глаз. А как же иначе? Ведь он видит звезды, о которых никто не знает! Запинаясь и подбирая слова, он предлагает девушке пойти с ним. О том, что, на станции вместе с книгой, доказывающей существование открытой им звезды, он встретил и само доказательство, Марин поймет потом. А сейчас он просто обо всем забывает, даже о своей бесценной книге.
Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды"
В принципе, появление Моны переносит действие в иную плоскость. Перед нами уже не вокзал и не город, а некая точка, где соединяются разные миры, пересекаются «правила» и «исключения», реальность и грезы. Правда, там, где открывается путь к загадочным далям, существуют и пределы «мечты». В этих пределах люди добровольно отмеряют для себя, чего кому и сколько нужно для счастья. И если все определено, зачем искать и желать большего? Или, как выразила идею спектакля Торская, все мы живем под одним небом, на котором для нас светят звезды. Но потребность наблюдать чарующий свет звезд, испытывает далеко не каждый. Вот такая космическая система координат. И в другом измерении наши герои не встретились бы.
Словом, две души, два человека, оба плохо «совпадающие» с действительностью, полюбили друг друга. Их чувство вспыхнуло на фоне бесконечного звездного неба, такого же прекрасного и волнующего, какой может быть только любовь! Она наполнила смыслом и эту ночь, и это утро, и всю их жизнь. Теперь они всегда-всегда будут вместе!
Надежду на счастье невольно дарит героям и верный друг Марина, Удря (Рамиль Сафиулин, Роман Черноус). Наивный, добрый, взбалмошный. Он с таким восторгом рассказывает о своем вальсе-фантазии, что практически готовит почву влюбленным. Правда, его сочинение еще только «на бумаге». Но вальс просто волшебный! Его уже можно напеть, станцевать, и услышать его звуки забыть обо всем на свете! И пусть для настоящего исполнения не хватает английского рожка, все равно мечта Удри близка!
Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды"
Мона и Марин тоже близки к счастью, но все-таки расстаются. Почему? Конечно, они разные. Он больше вычисляет, а она - чувствует, он все еще «боится проснуться», а она уже украшает «их дом» цветами... Но дело не в этом. Героев соединили и обрекли на любовь звезды, пусть небеса и разбираются. В реальном же мире, «на земле», у них сотни причин для разлуки.
Один покровитель Моны, Григ (Дмитрий Конради) чего стоит! Умный, брутальный, циничный. Стараясь вразумить заблудшую Мону, он приводит весьма веские аргументы в пользу прошлой богатой и удобной жизни. И Мона теряется. Нет, она, конечно, твердо решила остаться с Марином, потому что любит и любима. Но столь же убедительно, как Григ, защитить себя не может. Ведь любовь – это область души, потребность сердца. И то, что там происходит, нельзя втиснуть в разумные доводы и объяснения.
Григу легче. Он защищает не чувства, а право оставаться абсолютным хозяином своей женщины. Отсюда категоричный тон и бешеный напор. Григ холоден, рассудителен и прекрасно знает, что перед фатами и логикой чувства бессильны. Возможно, он по-своему любит Мону и выделил ей место в «пределах» своих состоявшихся желаний. Но звездной мечты в его жизни нет. Потому Мона и спрашивает: «Григ, а счастливы ли мы?»
Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды"
Тема счастья, как великой, но зыбкой истины начинает звучать в спектакле все сильнее и стремительно летит к своей катастрофической развязке. Сцена второго акта, когда в доме Марина появляется мадмуазель Куку (Алла Зорина, Наталья Окользяева) – настоящее эмоциональное потрясение. Здесь все «взрывается» и переворачивается! Кстати, у мадмуазель Куку нет имени. Вероятно, в прошлом она была для кого-то прекрасной безымянной звездой. Но сейчас этот почти пародийный персонаж стал трагическим олицетворением будущего Моны. При этом в зал обрушивается такая тоска по утраченным надеждам и заблудившемуся среди унылых дождей женскому счастью, что выть хочется. Ей Моне повезло! Она узнала, любовь! Так сохрани ее в своем сердце и беги прочь из серых будней.
Но как же Марин? Неужели он не удержит Мону? Счастье же в его руках! Только поступи правильно! Но Марин - «неправильный». За эту «неправильность» Мона его и полюбила. Нелепый, смешной и любимый он стоит перед Моной, и в руках у него не счастье, а бесформенное коричневое платье, в которое он предлагает своей возлюбленной переодеться! Конечно, он будет счастлив видеть ее и в таком наряде, а потом все устроится, и жалование ему повысят… Но останется ли Мона той, которую он встретил когда-то на вокзале, которую полюбил в ту волшебную ночь?
Суть этой пьесы не в том, что «любовная лодка разбилась о быт», а в том, что два человека, полюбив друг друга, ради этой любви должны расстаться, чтобы сохранить, а не погубить свои чувства. Марин не отрекается от Моны, а отпускает ее. Произнося фразу «Звезды никогда не отклоняются от своего пути», он признает право Моны оставаться собой, не разрушая ее мира. А для Моны уйти от Марина – это единственная возможность остаться с ним, с этим книжным мечтателем, пусть в образе далекой таинственной звезды, за которой он будет наблюдать ночами, и видеть ее каждый раз, закрывая глаза.
В финале Марин один. Его снова окружают звезды. Но теперь они светят и Моне. И они оба знают, что где-то в глубинах вселенной, есть одна звезда, которая бережет их любовь. И этого у них уже никто не отнимет.
Статья И. Чурсиновой "Свет безымянной звезды"
Когда занавес закрылся, напряженную тишину зала взорвали аплодисменты. Это был искренний порыв, как озарение после глубоких эстетических размышлений. Наши будничные суждения о счастье показались такими мелкими, незначащими. Ведь в жизни все слишком прямолинейно, чтобы найти там нужные слова для такого странного, но очень красивого состояния человеческой души. А может, их и нет вовсе? И хрупкий мир, основанный на счастье, мечте и любви живет только внутри нас. В предельной изоляции от внешнего мира. А единственным доказательством его существования служит искусство!
Как знать… По крайней мере, есть такая пьеса, как «Безымянная звезда», и свет ее помогает нам лучше понять себя.

Ирина Чурсинова


Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*