Бросай все и возвращайся домой!
Еще один юбиляр нынешнего, 64-го, театрального сезона — солист-вокалист Михаил Дербенцев. Поклонники Северского музыкального театра хорошо знают этого артиста, занятого во многих спектаклях нынешнего репертуара. Приятного тембра голос, яркая внешность и необычайная артистичность не остаются незамеченными зрителями, и потому они с нетерпением ждут каждый вновь созданный Михаилом Анатольевичем образ.
Уроженец Волгограда (Сталинграда), он давно уже своим родным городом считает Северск. Впрочем, все по-порядку…
-Михаил Анатольевич, наверное, с детства мечтали артистом стать?
-Нет, я, как большинство мальчишек, родившихся сразу же после войны, мечтал о чем-то более геройском, например, хотел выучится на пилота и покорять небо. Но судьба по-иному распорядилась. В школе я очень активно занимался художественной самодеятельностью, участвовал в различных смотрах, конкурсах. Но, чтобы стать артистом, даже не помышлял. Однажды моя старшая сестра Юля, которая была студенткой пединститута, узнала, что в нашем Волгоградском училище культуры и искусств объявили прослушивание и предложила мне пойти «попробоваться». Ну, я и пошел. «Попробовался» и, к огромному удивлению, мой голос понравился и мне предложили поступать на отделение, которое готовило артистов музкомедии. Учиться понравилось, но через два года многих ребят (и меня в том числе) призвали в армию. Служил в Сухуми, выступал в армейской художественной самодеятельности. После армии восстановился в училище, отучился оставшиеся два года и меня сразу же пригласили в Волгоградский театр музыкальной комедии. На актерскую судьбу жаловаться не приходилось. Дебютировал в роли Стефана в «Марице», потом сыграл Бони в «Сильве», Альфреда в «Летучей мыши», Антошку в «Алых парусах»…
-А как в Сибири-то оказались?
-Будучи с Волгоградской музкомедией на гастролях в Харькове, случайно познакомился с оказавшимся в том же городе режиссером из закрытого Томска-7 Яковом Лившицем. Он и пригласил нас с еще одним артистом — Володей Кареловым - в «почтовский» театр.
-Неужели, так сразу взяли и согласились? Признайтесь, чем вас заманили?
-Во-первых, романтикой! В 25 лет поехать за тридевять земель, да еще в Сибирь — это настоящий, как говорят теперь, экстрим! А, во-вторых, пообещали сразу же дать квартиру (и слово свое сдержали) и хорошую зарплату. А когда мы увидели полные всевозможных дефицитных товаров прилавки местных «почтовских» магазинов, то решили, что здесь, в отдельном городе, уже построили коммунизм. В Волгограде-то и с продуктами, и с тряпками было трудно. На колбасу даже карточки выдавали.
-Ну, а сам театр произвел впечатление?
-Конечно! Мы приехали в 1972 году, и здесь было очень интересно. На сцене шла практически вся мировая и советская музыкальная театральная классика. Я был занят чуть ли не во всех спектаклях. Но, поддавшись уговорам и мимолетным впечатлениям, на два года ( с 1974 по 1976) уехал в Свердловск, играл там. В один прекрасный день получил письмо от художественного руководителя и главного дирижера Томской оперетты , заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Васильевича Маймескула, в котором были такие строчки: «Миша, бросай там все и возвращайся домой». И мне вдруг так захотелось в Северск, в «свой» театр. Встретили «блудного сына» очень хорошо, и я понял, что действительно вернулся домой. Наверное, сколько бы театров в своей жизни ни менял актер, всегда найдется тот единственный, который он считает своим домом. Для меня это Северский музыкальный театр, с которым связана практически вся жизнь.
-Но из которого вы уходили еще раз, при чем на очень продолжительное время?
-Да, это случилось в 1987 году, в перестройку. Время было очень трудное, как многие его справедливо называют, «лихое». Многие люди тогда были вынуждены уйти от любимого дела, бросить любимую профессию, потому что прежде всего надо было думать о хлебе насущном. Зарабатывали всем, чем можно. Поначалу я очень тосковал по театру, он снился мне по ночам. Потом боль поутихла. Мне казалось, что больше никогда не вернусь на сцену и даже потихоньку смирился с этим. Но в 2012 году совершенно неожиданно меня пригласила Светлана Евгеньевна Бунакова — новый директор — и предложила вернуться в театр. В такое счастье невозможно было поверить!
-Говорят, что дважды в одну реку не войти.. Вы вернулись в тот же театр?
-Правильно говорят. Конечно, и театр стал другим, и я — тоже. Уходил довольно молодым человеком с определенным актерским багажом, а вернулся господином в возрасте, который должен в какой-то мере переосмыслить свое существование на сцене, перейти в другие амплуа. Существенно изменился и репертуар театра. Теперь в его афише не только классические оперетты, но и спектакли других жанров, вплоть до поэтических. Но мне очень интересно во все это погружаться. Я вновь почувствовал почву под ногами, вновь обрел свой дом. И теперь молю Бога, чтобы он как можно дольше продлил мне это счастье — выходить на сцену!
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ