Московская пресса о нашем театре » Официальный сайт Северского Музыкального Театра





Календарь

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
































  • Описание картинки 01

  • Описание картинки 1

  • Описание картинки 2

  • Описание картинки 3

  • Описание картинки 4

  • Описание картинки 5

  • Описание картинки 6

  • Описание картинки 7

  • Описание картинки 8

  • Описание картинки 9



Московская пресса о нашем театре

 11-12-2014, 15:21  Раздел: Новости, Пресса  Просмотров: 2923
 Комментарии: 0

Журнал «Страстной бульвар, 10» № 2-172/2014

Пробуждение. Фестиваль спектаклей для детей и подростков "Сибирский кот"

Выпуск № 2-172/2014,Фестивали

Московская пресса о нашем театреФестиваль спектаклей для детей и подростков«Сибирский кот»состоялся в четвертый раз. За прошлые годы он успел побывать в разных городах Сибири, от регионального дорос до международного и в нынешнем году обрел постоянную прописку в Северском музыкальном театре.Фестивалю помогают многие замечательные организации и хорошие люди. Прислали свои поздравления Председатель СТД РФ, народный артист РФ Александр Калягин, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, мэр Северска Григорий Шамини др. Но, разумеется, ничего бы этого не произошло, если бы не любовь, вера и огромный труд автора проекта - президента фестиваля, председателя правления Ассоциации театров Сибири, осуществляющей деятельность для детей и юношества, директора Северского музыкального театра Светланы Евгеньевны Бунаковой. Она твердо верит, что культура поколения начинается с детского театра. Поэтому в афише фестиваля не только интересные спектакли и содержательные обсуждения, но и программа «Социальный проект», а также тренинги и мастер-классы.

В нынешнем году свои социальные проекты в области работы с юными зрителями представляли Пермский ТЮЗ, Томский ТЮЗ и Северский музыкальный театр. Все три программы ясно доказали, что возрождается интерес к содержательной педагогической работе в театрах, причем не только непосредственно детских. Во многих театрах убедились, что путь заполнения детского зала при помощи эффективной рекламы - тупиковый. Даже если привести детей на раскрученный спектакль, они не станут театральными зрителями и уж тем более не вырастут в театральных родителей. К сожалению, за то время, что в структуре театров перестали существовать педагогические части, выросло не одно поколение. Теперь приходится восполнять эти серьезные пробелы. Несмотря на то, что занятие это кропотливое и трудоемкое, его необходимость ясна не только многим талантливым художественным руководителям театров, режиссерам, но и серьезным директорам. Недаром многие из них не пропустили ни одного мероприятия социальной программы и ни одного детского обсуждения спектакля.

Творческая программа фестиваля показала, что сегодня в мире детских спектаклей немало интересных изменений, но при этом возникают новые проблемы, требующие серьезного осмысления и решения. Одна из них - стремление к развлекательности. Некоторым художникам и продюсерам кажется, что XXI век способен изменить базовые особенности театра и психологию восприятия. И забывают, что театр не может конкурировать с иными зрелищами и экраном во внешней динамике и технических эффектах. Забывают, что сила театра - в подлинности человеческого общения, в качестве диалога и энергообмена, который возникает между актерами и зрителями. По пути откровенной избыточной развлекательности пошли немногие:Театр музыки, драмы и комедии Новоуральского городского округа(мюзикл«Сыр... Любовь... и Волшебство»),Томский областной театр драмы(сказка«Трям! Здравствуйте!»),Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева (музыкальная сказка«Журавленок»).И если у жюри фестиваля эти спектакли вызывали схожую оценку, то детский зал реагировал на них по-разному. Короткий, солнечный и динамичный спектакль по сказке Сергея Козлова, сыгранный томскими актерами, принимался детьми в зале на ура. И они с одинаковым азартом кричали, чтобы помочь злому волку съесть бедного зайца, и доброму медведю, чтобы его спасти, не чувствуя никакого этического сопротивления. Только выйдя из зала, подростковая часть публики начала обсуждать некоторую странность режиссерских ходов и актерской игры. На Новоуральском спектакле зал вел себя неровно: то включался в динамичные музыкальные номера, то выпадал из действия, теряя нить повествования. А на московском спектакле все дети, и большие и маленькие, по большей части скучали.

Другая проблема детского спектакля, которая ясно обозначилась на фестивале, - отбор выразительных средств. Иногда их так много, что спектакль не выдерживает, трещит по швам, разваливается! При этом каждая из замечательных выдумок режиссера оказывается недожитой, недовоплощенной, брошенной на середине пути. Черты такой недодуманности можно было увидеть в спектакле Северского театра для детей и юношества «Умка» (постановка С.Ягодкина). Интересно придуманные художником Михаилом Кривенкои воплощенные актрисами Светланой Панежевой и Ларисой Окишевой Умка и Мама медведица были помещены в забавное тройное пространство: крошечный мир берлоги, прозрачный мир океана и таинственное пространство сна. Каждый из этих миров можно было бы бесконечно осваивать играми и фантазиями маленького медвежонка и мальчика, но такого освоения не случилось. Отдельно красивыми были сверкающие форели, отдельно проплывала в вышине сказочная рыба-Солнце и отдельно складывались в берложку угловатые льдинки. Так же разрозненно существовали и музыкальные ряды спектакля: этническое горловое пение, бардовская песня, музыка из одноименного мультика. Художественного целого, которое намечалось в замысле, к сожалению, не сложилось.

Похожая беда случилась и со спектаклем«Детвора»по рассказам А.Чехова (постановка К.Рехтина) Омского государственного драматического театра им. М.А.Ульянова (г. Тара). Тут и «глубокоуважаемый» чеховский шкаф, из которого высыпают на сцену актеры, и бесконечное количество игрушечных букв, которые предстают перед нами в виде мячиков, кубиков, наклеек и даже ходуль. Тут и печально бродящий по залу почтальон, не очень уместно напоминающий Печкина, который ищет, разумеется, дедушку Константина Макарыча среди зрителей. Тут и переодевания, и смена ролей, и сны, и скачки в индейских прериях, и английская детская поэзия, и пародия, и отстранение, и переживание! Всего так много, что в какой-то момент не очень четко заданные театром правила игры окончательно теряются. А как было бы интересно развить до конца идею шкафа, где дети прячутся от родительского гнева, переодеваются и превращаются, засыпают, утомленные игрой? А идея контраста между размерной жизнью семьи конца XIX века, с ее этикетом и ритуалом, непременным кашне на шейке и короткими штанишками и мечтой о прериях, трубке в зубах, перьях на голове и вольном ветре? Ну и уж, конечно, замечательна идея букв, из которых слагается слово, сюжет, целая жизнь! Русские книжные мальчики, для которых литература больше чем реальность, - это ли не тема?! Но все торопливо, скомкано, смешано, брошено - и так жаль!

Апогеем такого подхода стал спектакль Томского областного театра куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана «Фантазеры»(постановкаА.КалипановаиО.Шайдуллиной). Здесь по сцене летали портреты великих художников, на мольбертах и в рамах от картин появлялись куклы всех конструкций, какие только существуют на свете, актеры в реальном времени создавали компьютерную анимацию и живые рисунки. На крошечной сцене разматывались рулоны крафта, разбрасывались краски, кисти, мелки, карандаши и блестки. А придуманная драматургом М.Зелинской история про мальчика Игоря, который не умел дружить и рисовать, неожиданно обогатилась не только сюжетами Николая Носова,но и Антуана де Сент Экзюпери и Астрид Линдгрен.

На спектакли такого толка детская аудитория реагировала довольно страстно. Ребята постарше «вчитывали» в спектакли свое личное содержание, в фойе взволнованно говорили об одиночестве, о непонимании, о необходимости для ребенка выразиться в игре и творчестве. А в зале старшие дети сердились и покрикивали на младших, которые уставали, вскакивали с мест, чтобы лучше разглядеть происходящее или пытались выяснить друг у друга, что происходит.

Большинство наиболее интересных спектаклей фестиваля не были вовсе лишены тех проблем, о которых мы говорили выше. Но в них наметилось то новое и прекрасное, что сделало фестиваль содержательным и радостным. Все эти спектакли неожиданны в выборе репертуара: тут может быть забытая классика, современная литература или литература изначально недетская. Но выбор всегда осознан и неслучаен. Тут нет плоской школьной морали, а есть обращение к глубинным личностным переживаниям и размышлениям. Тут тема, история и образ неразрывно связаны. А спектакль обращен и к большим, и к маленьким одновременно.

Среди таких спектаклей«Колыбельная ангелу» Северского музыкального театра (постановка Е.Бондарь), «Лететь...» Томского ТЮЗа (постановка Е.Максимовой), «Чук и Гек» Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» (постановка П.Стружковой), «Золоченые лбы» Пермского ТЮЗа (постановка М.Скоморохова и Александра Колашниченко). Во всех этих спектаклях была и цельность художественного образа, и подлинность актерского общения, и мгновения трепетного единения с залом.

Северский музыкальный театр возродил старинную оперуВ.Ребикова«Елка». История маленькой нищенки, родной сестры андерсеновской Девочки со спичками, замерзшей в новогоднюю ночь, прозвучала необычайно современно - получилась история про равнодушие, но еще и про мечту и веру. Очень ясно, внятно, выразительно звучал оркестр под управлением дирижера Владимира Сапожникова, трогательной была главная героиня в исполнении Лидии Поляковой. Но не все пространства истории были решены одинаково убедительно, неточно работали актеры хора и балета, воплощая картины сна и рая. Перестарался с кукольной красотой костюмов художник. И все-таки зал смотрел на одном дыхании, что с детьми в опере бывает крайне редко.

Удивительно красивым оказался спектакль«Лететь...»Томского ТЮЗа. Художник Сергей Лавр сочинил потрясающую, огромную, во всю сцену кровать, накрытую бескрайним стеганым одеялом, и скрывающую горы пуховых подушек. Эта кровать - сугроб, заснеженный лес, игровая площадка, тайник - предоставляла актерам и зрителям море возможностей для осуществления самых разных игр и фантазий. А за кроватью экран, чаще всего служивший окном. И там возникали удивительной красы пейзажи, и вращающаяся в темноте планета Земля, и горячее Солнце, и снежный волк... Среди всего этого великолепия очень органично, искренне и озорно существовали персонажи сказокСергея Козлова: Ежик -Дарья Ротенберг, Медвежонок -Денис Иванищев, Заяц -Антон Черных. Основным лирическим голосом спектакля стал ежик - именно в его медитативных ритмах текло все сценическое повествование. И бурные проявления Зайца, как и неровное, пунктирное существование Медвежонка только оттеняли эту текучесть и медитативность, как бег самого ежика на фоне безмолвного леса «оттенял тишину». Спектаклю явно не хватало драматургической выстроенности, внутреннего стержня, и иногда казалось, что один и тот же мотив или прием прокручиваются на месте, повторяются. Но все же авторской группе удалось создать атмосферу предновогоднего сумерничания, которая захватила и самых маленьких и самых больших зрителей.

«Чук и Гек» Новосибирского «Глобуса»- очень интересно и неожиданно придуманная работа. Перед нами студия, где пишется спектакль. Радиоспектакли - счастье и чудо советского детства! Здесь в студии налаживается аппаратура и ищутся шумы. Зрители мгновенно включаются в игру, разгадывают придумки актеров. Незаметно для себя, через звуки, а еще благодаря волшебному голосу чтеца -Ильи Панькова- они втягиваются и в мир героев этой истории. К сожалению, где-то на середине спектакля, актеры практически забывают об игре в радиостудию, о взаимоотношениях между ее сотрудниками, и, как ни странно, это обедняет саму историю о потерянной телеграмме и встрече с отцом на таежной зимовке. Но начального толчка и неспешного, подробного актерского существования все же хватает, чтобы зритель следил за происходящим с неослабевающим вниманием и сочувствием.

«Золоченые лбы» Пермского ТЮЗа по Борису Шергину - масштабное полотно. Тут огромна и работа художника Марка Борнштейна, и музыкальная партитура квартета русских народных инструментов «Каравай», и режиссерская работа и актерский ансамбль. Дети сказали, что это история о том, «как поссорились власть и народ». В значительном смысле - так оно и есть. Царь Иваныч -Михаил Шибанови Капитонка - Александр Шаров, играют историю и про это. Но еще и про беду невоплощенного творчества, и про неясность отношения к своей и чужой культуре, и про разлом между желанием семьи и свободы. И много еще про что... Спектакль начинается с мистического, фольклорного миросозидания, творимого Матерью Северной Землей (Валентина Лаптева), а заканчивается гибелью этого мира. Но вот что грустно - в начале спектакля зритель погружен в ощущение величия происходящего. А мощи финала не случается. И гибнет мир как-то так, между прочим. Мысль спектакля внятна, а глубины эмоционального проживания юному зрителю не достает. Однако, в наш век оскудения чувств именно эмоциональное потрясение необычайно важно в театре для детей и молодежи.

И все-таки случился на фестивале спектакль, где все сошлось: и внятность истории, и целостность художественного образа, и подробнейшее общение артистов на сцене, и непрерывность контакта зала и сцены. Это был спектакль Кемеровского театра для детей и молодежи «Что случилось с крокодилом» (постановка И.Латынниковой, художник - С.Нестерова). Сказка М.Москвиной - маленькая и простенькая. Кто ее не знает? У Крокодила оказалось чужое яйцо - там не крокодиленок - желтенький птенец. Стыдно и обидно. Но несчастный отец не может проглотить малыша - это любовь! И, в конце концов, крокодилу даровано чудо - он обретает способность летать. Что на сцене? Длинный стол, засыпанный горами мелкого гравия. Первая актриса, появляющаяся у стола,Светлана Лопатина, очарованно выдыхает «Пустыня...». И с этого момента зал буквально начинает дышать в унисон с актерами.Сергей Синицын, Антон Родионов и Вероника Киселева медленно обдумывают: пустыня? И вот из смятого крафта, перетянутого резиночками, появляются стволы, а из зеленых бумажек макушки пальм. Зал восхищенно вздыхает, словно произошло что-то поистине чудесное. Потом медленно, подробно рождаются из бумаги обитатели пустыни - верблюды, жирафы, птицы, змеи и червяки, лев, слон... И каждое рождение настолько мощнее, неожиданнее, интереснее предыдущего, что зал каждый раз набирает воздуха все больше и больше, и каждый выдох все выразительнее и выразительнее. Хотя ничего не происходит. Артисты просто мнут и сворачивают бумагу. Но! Они верят в игру - и каждый раз под их руками творится чудо! Когда на гравии возникают три скомканные белые бумажки, догадаться, что это яйца ни по каким внешним признакам невозможно. Но актеры так смотрят на них, что дети без единого слова понимают - это крокодилы и их яйца, о чем возбужденным шепотом сообщают друг другу. А дальше... Дальше развиваются такие важные, такие настоящие, такие полные и глубокие взаимоотношения, что им может позавидовать любая взрослая классическая драматургия, любой Шекспир и Толстой. Дети в зале прижимаются друг к другу, к мамам и папам, вытягивают шейки, мысленно и телом, только едва заметно, проживают все, что происходит с героями. И в конце радостно бегут на сцену - летать вместе с актерами. Весь спектакль - какое-то целостное подлинное счастье.

Что главное в детском спектакле? Наверное, пробуждение подлинного чувства жизни и желания творчества. Это не легко, и не трудно. Просто это могут только те, кто сам живет подлинно, кто не мыслит себя вне творческого созидания. Можно ли этого требовать от художника? От режиссера, от артиста? Вероятно, это бессмысленно, особенно сегодня. Но помнить, что только такое существование и есть искусство - очень важно. И важно, что пробуждается человек к такому существованию только в детстве. Прошло время - и не вернешь. У президента фестиваля Светланы Бунаковой такое пробуждение произошло в детской театральной студии города Северска, когда она была маленькой. Она это помнит и потому заботится о создании такой среды, такого пространства, где пробуждение может случиться для других детей.

Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре
Московская пресса о нашем театре




Добавление комментария

Ваше Имя:*
Введите код
с картинки:*
 









 



Официальная информация

Разработка сайта: IT STUDIO