МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЖИВУТ ПО
СВОИМ ЗАКОНАМ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЗАТО (ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
МАССКУЛЬТУРЫ ЗАКРЫТЫХ ГОРОДОВ РОСАТОМА) ЖИВУТ СОВСЕМ ОБОСОБЛЕННО. ПОТОМУ КАК В
ЗАКРЫТЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОЖНО ВЪЕХАТЬ ЗРИТЕЛЮ ИЗ СВОЕЙ ОБЛАСТИ, ПРАКТИЧЕСКИ
НЕВОЗМОЖНО - ИЗ СОСЕДНИХ РЕГИОНОВ, И ПРОСТО НИКАК - ИНТУРИСТУ. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ...
И тем не менее, театр в Северске остаётся
репертуарным, музыкальным и востребованным зрителями. Сменяют друг друга знакомые
афиши спектаклей для взрослых и для детей. С премьерами тоже все по плану...
В октябре 2018 года в рамках проекта «Театры малых городов» партии «Единая Россия» здесь поставили оперетту Жака Оффенбаха «Перикола». Премьерные показы прошли с большим успехом, нескончаемыми аплодисментами, охапками цветов, восторженными отзывами - всё, как полагается при завершении работы режиссёра и балетмейстера-постановщика, заслуженной артистки России Татьяны Константиновой.
Сама Татьяна Викторовна считает постановку этого произведения достаточно сложным процессом. И не только потому, что музыка Ж. Оффенбаха легко слушается, но тяжело исполняется - как музыкантами, так и солистами. Ещё и потому, что огромное место в спектакле занимают массовые сцены. Любой режиссёр понимает, насколько легче собрать сцену на пять - семь персонажей, нежели организовать хор и балет так, чтобы они выглядели не подтанцовкой и звуковым сопровождением, а полноценными действующими лицами. Коими в либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви является народ. А народ - это всегда сложно.
На вопрос, почему
же всё-таки выбор пал на «Периколу», режиссёр отвечает улыбкой: «Да вот я не
знаю!.. Бывает так, что откуда-то сверху спускается и не отпускает. Где-то услышались
куплеты Периколы в сцене опьянения и задержались в голове. Потом в интернете
случайно попадаю на одноименный фильм с Галиной Беляевой в главной роли. А
потом приезжаю в Северск и вижу актрису, безусловно подходящую на главную
роль...».
Надо заметить, что
«Перикола» - не самое известное в России произведение Ж. Оффенбаха. В
авторском либретто «Периколы» использован сюжет пьесы молодого Проспера Мериме
«Карета святых даров», героиней которой была реальная певица Микаэла Вильегас
Уртаго, известная под прозвищем La Pericholle («Птичка певчая»), в русском произношении - Перикола. О ней же писал
американский писатель Торнтон Уайлдер (философская притча «Мост короля
Людовика Святого», 1927).
«Периколу» ставили
в Александринском театре - уже через год после французской премьеры оперетта
шла на русском языке под названием «Птички певчие», в Саду Эрмитаж на
«Божедомке» в театре «Сатира и мораль», в Малом театре, где Пикилло играл М.
Леонтовский, а в Московском театре Оперетты его исполнял Н. Рубан. В советское
время «Периколу» можно было увидеть в МХТ, в Челябинском театре оперы и
балета, в Свердловском академическом театре музыкальной комедии и в некоторых
антрепризах - например, народного артиста РСФСР Николая Синельникова.
Пожалуй, всё. И вот, ровно через сто пятьдесят лет после первого выхода «Периколы»
в парижский свет (октябрь 1868 - октябрь 2018), очень непростая оперетта Жака
Оффенбаха играется в Сибири.
Вернёмся к
актёрам. В Северском театре есть актёры так называемой «старой школы». Они
отличаются от выпускников нынешних театральных вузов, в том числе, и классической
постановкой сценической речи - когда в зал летит не только слово, но и энергетический
посыл. Так играют и блистательный Рамиль Сафиуллин - Градоначальник, и великолепный
Закир Валиев - Вице-король и обаятельнейший Михаил Дербенцев - Губернатор. Под
стать им есть и молодые солисты труппы. Гульназ Абкадырова - Перикола - прежде
совершенно не имела опыта подобных ролей. Страшно было не столько от объёма
предстоящей работы (сценическая речь, актёрское мастерство - всё это надо было
освоить в самые короткие сроки), сколько от неуверенности: примет ли сцена...
Разумеется, режиссёр сделала всё, что требуется от
профессионала, но... Это Театр, волшебство, мистика. Театральная сцена требовательна,
капризна и не всегда объективна. Прошли читки, репетиции, спевки с оркестром,
и вот уже прогон, а режиссёр хмурится: «Не случилось..». Сцена приняла эту
Периколу только на сдаче. В одночасье актрисе вдруг перестали мешать
декорации, артисты хора, свет в лицо, взмахи дирижёрской палочки - уже ничто не
отвлекало её от своей героини, Пикилло, интригующей затеи с обманом вице-короля
и торжествующего победу выхода на поклон. Но ничего не бывает вдруг. Бывает
конкретное намерение и огромный труд. Всё просто. Но... не вдруг.
С Антоном Завьяловым-Пикилло - совсем другая история. В этом случае налицо эффект привыкания. И публика, и коллеги уже привыкли к его нетривиальному, талантливому исполнению любой роли. Привыкли и к тому, что это Актёр Божией милостью - вроде, как и трудиться ему не приходится, всё необходимое для успеха на сцене ему дала природа... В нём настолько сильно драматическое начало, что даже роль уличного певца не ограничивается вокалом. Перед нами юный дерзкий испанец, ревнивец и баламут, которого, по признанию самой Периколы, и любить-то не за что: «Ни красотой ты не блистаешь, ни воспитаньем, ни умом»... Но и не восхищаться им невозможно - ни самой Периколе, ни зрителю...
А вот режиссёру
артист видится исключительно «солнышком» и «Антошенькой» - нет у неё других
возможностей выразить цеховую солидарность и признательность за труд! Именно
за труд. Она, Татьяна Константинова, ученица легендарной, народной артистки
СССР Татьяны Шмыги, точно знает, что скрывается за внешней лёгкостью
исполнения.
А вот что кроется за желанием самой Татьяны
Викторовны лететь из Москвы в Сибирь ставить рискованную оперетту? Однозначно
не деньги! - скоромность бюджета провинциальных театров давно стала притчей во
языцех и даже не обсуждается в высоких коридорах театральных небожителей. Тоже
привыкли. Как будто так и должно быть. Мол, это в традициях... Желание
осчастливить столичным прикосновением? - тоже нет. Во всяком случае, ни актёры,
ни постановочные службы театра подобных интонаций не услышали. Сама
Константинова на вопрос: «Что вы здесь находите?» - отвечает, не задумываясь:
«Театр!».
Северский
музыкальный театр - один из немногих, о которых театральный критик Ольга
Галахова сказала в одном из своих обзоров: «В малых городах случаются
чудеса...». Речь шла о репертуарной политике театров. И когда в кабинете директора,
художественного руководителя СМТ Светланы Евгеньевны Бунаковой обсуждалась
очередная премьера, руководитель театра настоятельно рекомендовала именно
оперетту - именно из соображений сохранения репертуара, чтобы зритель не забыл
совсем, что это такое - оперетта. Жанр как бы уходит с театральных подмостков
- если не в концертные номера, то в антрепризу, в лучшем случае.
Из истории театра
мы знаем, что оперетта возникла никак не раньше появления в Париже юного Якоба
Эбершта, сына главного певчего Кёльнской синагоги. Который впоследствии стал
известен миру как Жак Оффенбах. Так вот, слово operetta, оперетка (именно
оперетка - маленькая опера) появилось тогда, когда театр стал использовать
небольшие музыкальные реплики, на оперу никак не похожие. То есть, вокал плюс
разговор - лёгкий жанр, одноактная «постановочка» или развлечение в антракте.
И вот тогда появляется Оффенбах! И двое друзей - либреттисты Мельяк и Галеви.
Они пишут четырёхактное произведение с балетом, текстами и музыкальными номерами.
Так появился жанр оперетты. Который не хочет терять Северский музыкальный
театр.
То, что директор
Северского музыкального безусловно предана Театру как явлению, ни для кого из
коллег по цеху не секрет. И эта преданность выражается не в заламывании рук и
разговорах о том, «Как сложно жить!..», а в умении написать заявку на грант и
получить его, представление своих артистов на премию - и они их получают,
организовать и возглавить Ассоциацию театров с репертуаром для детской и
юношеской аудитории, проводить фестиваль «Сибирский кот» (в этом году
поступили заявки от театров из Аргентины, Израиля, стран СНГ, не говоря о
российских - по обе стороны Урала). Кажется, какое отношение всё это имеет к
«Периколе» Ж. Оффенбаха? Самое прямое! Люди неувлечённые не включают в
репертуар малоизвестные оперетты.
Сложна ли «Перикола» для зрительского восприятия? На первый взгляд, нет. В этом спектакле яркие костюмы, лёгкая музыка, красивые исполнители, профессиональный балет, артистичный хор - всё просто и весело, а ещё счастливый финал - классика жанра. Но это же Оффенбах - в его опереттах по определению не может быть всё слишком явно и просто! Оффенбах социален и политичен, он сатирик, его сарказм откровенен и прямолинеен, это Рабле в музыке! Оффенбах в оперетте - это Моцарт в опере. То есть, всю прелесть постановки может оценить зритель образованный, подготовленный, как теперь говорят, «продвинутый».
На что обратил
внимание зритель Северского музыкального театра? Конечно же, на декорации и
костюмы, их автор - художник- постановщик, заслуженный художник России Виктор
Акимов. Сцена - каменный мешок: не то городские стены, не то тюремные. Монументальная
статуя вице-короля с лицом Закира Валиева, поразившего своих поклонников ярким
комедийным талантом!. Огромный золотой трон - как символ незыблемости власти.
В финальных эпизодах одна из стен рушится, народ раскачивает статую, угрожая её
свалить. За золотым троном открывается чистое голубое небо, и словно потянуло
свежим воздухом свободы... Читаемая аллегория? Более чем!
Не менее
говорящими выглядят костюмы: голодный, но весёлый народ - яркие одежды с
южно-американским колоритом; придворная знать - нивелированные наряды из серой
сетки, символа паутины. И все - все! - действующие лица в головных уборах. За
исключением свободных уличных певцов Периколы и Пикилло.
Всё это великолепие оживает, расцветает благодаря таланту и мастерству художника по свету Наталии Тара. Свет танцует, вздрагивает, меркнет, создает настроение.
И главное - музыка! Изящная в своей непростоте, трепетная по отношению к чувствам юных героев и откровенно саркастическая, когда обращается к темам вице-короля, губернатора, градоначальника и даже силовикам (пока они не встали на сторону народа). Композитор использует ритмы легкомысленных куплетов, упругого болеро, лукавой сегидильи, бравурного рондо, буффонного галопа, комедийных маршей. При всей своей изысканности музыка Ж. Оффенбаха очень демократична и понятна обычному зрителю. Может быть, без терминов и нюансов, но это музыка, её не объясняют - её чувствуют. Судя по реакции зрительного зала, оркестр под руководством дирижёра-постановщика Вячеслава Губанова с задачей справился.
Театр (вопреки известному утверждению) начинается не с
вешалки. Он является нам из другого мира, другой реальности. У него другие цели
и ценности, другие амбиции, его успешность на том, другом уровне оценивается
не в рублях или долларах, там имеет хождение другая валюта, гораздо более
высокого качества, не подверженная волатильности рынка и колебаниям курса.
Сохраним ли мы такой театр? Большой вопрос...
Постскриптум.
«Труппа этого театра достойна того, чтобы играть на площадках Москвы и Питера, не говоря уже о Новосибирске, Кемерово, Барнауле и всём Сибирском регионе. Это единственный музыкальный театр во всей Томской области (территория сравнима с площадью Франции), театр очень хорошего уровня, он безусловно является украшением региона. Скажу больше: в театральном мире России Северский музыкальный театр является визитной карточкой Томской области. Что пожелать Северскому музыкальному театру? - Чтобы о нём знали!». Татьяна Константинова.